П И К Т О Г Р А М М Ы

 

Метод, предложенный А.Лурия.

Служит для оценки некоторых особенностей мышления. В ряде случаев применяется для оценки некоторых особенностей личности и психического состояния.

Методика представляет собой стандартный набор из 14-16 слов / в нашем варианте 6/. Например: тяжёлая работа, разлука, сомнение, смелый поступок, слепой мальчик, болезнь; война, тёмная ночь,  мальчик-трус, страх, зависть, власть.

Обычно целиком полный стандартный набор применять не целесообразно. Его необходимо варьировать, то есть сохраняя основной состав, заменять 2-3 слова.

Методику удобно проводить под видом проверки зрительной памяти по сравнению со слуховой. Человеку говорят, что будет проверяться его зрительная память, спрашивают, замечал ли он как ему легче запомнить: на слух или с помощью зрения. Затем ему дают листок бумаги и карандаш.

Инструкция: Сейчас Вам будут предложены слова или целые выражения, которые Вы должны будете запомнить. Чтобы легче было запомнить, Вы должны к каждому слову нарисовать что-либо такое, что могло бы помочь запомнить заданное слово. Качество рисунка роли не играет. Можно рисовать что угодно, лишь бы Вам это помогло вспомнить заданное слово-узелок на память.

Если человек упорно жалуется на нежелание рисовать, можно предложить рисовать «что полегче». Если испытуемый заявляет, что он не в силах нарисовать «весёлый праздник», можно напомнить, что он не должен рисовать праздник, а лишь то, что должно напомнить ему весёлый праздник. В традиционном варианте экспериментатор сам записывает пояснения испытуемого к рисунку.

 

Образец протокола:

Заданные выражения:          Рисунок и объяснения больного: через час

 

АНАЛИЗ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ДАННЫХ

 

  1. Содержание образа, то есть рисунка (тема, сюжет, значение деталей, расположение, размер рисунка и т.д.)

 

А) Адекватность-неадекватность

Адекватные образы – те, которые имеют общепонятную зону значения с заданными словами, содержательно символизируют их, то есть пригодны для достижения конечной цели - воспоминания слов по рисунку и объяснению.

Например: Развитие – растение, ребёнок или книга, график типа диаграммы с повышенной кривой. Более конкретным, но тоже адекватным может быть изображение человека, занимающегося физкультурой.

 

Весёлый праздник – флаг, ёлка, салют, демонстрация и т.п.

Тяжёлая работа – молот, колка дров, перенос тяжестей, иногда реже, чтение книг;

Справедливость – фемида, весы, судья в кресле; кусок хлеба, разломленный пополам и т.п.

Общими признаками адекватных, построенных здоровыми испытуемыми образов являются:

  • Содержательная близость рисунка и понятия
  • Умеренно-абстрактная символизация
  • Краткость изображения и объяснения (излишняя краткость - астенизация)

 

Норма: адекватных ответов – 95%, неадекватных – 5 %

При шизофрении – адекватных – 37%, неадекватных – 63%

При ограниченных поражениях – адекватных – 12%, неадекватных – 88%

Б) Абстрактность – конкретность

Свидетельствует об уровне процессов обобщения, отвлечения.

Умеренная символизация – обычное свойство человеческого мышления. Ёлка или флаг могут быть символами праздника, конверт – символразлуки.

            В группе здоровых людей имеется некоторое влияние образования и профессии на выбор образа (рисунка). Люди с более высоким образованием чаще пользуются абстрактными символами(развитие – кривая, смелый поступок – орден и т.д.)

Лица с низким культурным уровнем стремятся изобразить нечтоконкретное, цельное, например «дружба» - не довольствуются штрихами, изображающими рукопожатие, а рисуют полностью 2-3-х людей, протягивающих друг-другу руки. Вообще у них имеется некоторая затруднённость в выражении таких абстрактных понятий как«развитие», «справедливость»  и т.д. 

 

С) Качество рисунков испытуемых

  1. Расположение рисунков рассматривается вне зависимости от размеров листа и определяется следующим образом:
    • средний размер – 4-5 см по большой стороне
    • большой размер – 6-15 см
    • очень большой размер – больше 15 см (агрессивный характер, взрывчатость, эксплозивность, самоуверенность)
    • маленький размер – меньше 4 см (снижение настроения, подавленность, неустойчивая самооценка)
    • микрорисунок – всегда признак патологии (шизофрении или шизофреноподобные явления, глубокие неврозы).

 

  1.  Равномерность – размеренность рисунка

Равномерность - показатель уравновешенности характера и устойчивости состояния.

Неравномерные рисунки характерны для людей эмоционально-неуравновешенных

(психопатичных).

Равномерное увеличение рисунков к концу характерно и встречается у людей психопатичных, истероидных, эксплозивных (взрывчатых психопатов).

Равноменое уменьшение рисунков к концу характерно для астеничных психопатов.

 

  1. Сила нажима (толщина и яркость линий) 

Сильный нажим – свидетельствует об агрессивности, стеничности, в отдельных случаях о значимости слова или выражения, соответствующего этому рисунку.

Средний нажим – норма.

Слабый нажим – тонкие, не яркие, без углублений линии, характерен для лиц с низким уровнем психической энергии, с высокой быстротой утомляемости, то есть астенизации.

Очень слабый нажим – указывает на подавленность, тревогу, робость, особенно если это подтверждается мелким размером рисунка, двойными линиями, штриховкой.

 

  1. Другие характеристики линий

Зачёркивания, штриховка изображений указывают на нервозность, беспокойство, боязливость испытуемых.

Отсутствие (размытость черт его контура) рисунка, дополнительная штриховка говорит об отсутствии волевого контроля, эмоциональной неустойчивости (при слабом нажиме).

Сильный нажим, линии, направленные вверх (салют, торчащие волосы, оскаленные зубы) свидетельствуют об агрессивности, эксплозивности, отсутствии эмоционального контроля.

Всё это следует рассматривать в комплексе (пиктограммы невротика). Пиктограммы всегда отражают личные интересы, замыслы или опасения.

Особенно большое значение имеет при задании запомнить эмоционально значимые слова (надежда, счастье, болезнь).

Эта эмоциональная обусловленность иногда может приобретать утрированный характер.

У эпилептиков – это эгоцентризм, направленность на себя.

У больных шизофренией эта субъективная значимость иногда достигает нелепости. Например, больной отказывается рисовать «вкусный ужин», так как лично он никогда не ужинает.

Часто направленность на себя встречается у абитуриента (не выход за рамки нормы), свидетельствует о несколько низком культурном уровне.

Нередко, однако, можно выявить и противоположные тенденции: полное отсутствие эмоциональной значимости образов – выбор либо литературных штампов, либо нейтральных, «холодных» образов. «Холодные образы» хотя и адекватны по содержанию, уместны для символизации, но слишком далеки от личных переживаний испытуемых. Например, «надежда» - «восход солнца», «печаль» - «сломленный цветок». Свидетельствует о холодности, отгороженности обследуемого. Характерно для шизоидных или истероидных особенностей личности.

 

  1. Детали изображения

Излишняя детализация свидетельствует о повышенном уровне тревоги (если это подтверждается графикой рисунка), либо о конкретности, подробности, излишней обстоятельности, особенно если детали рядоположены, характерна для органиков, либо для лиц со снижением интеллекта.

Излишние украшательские детали встречаются у людей демонстративных.

Однотипные, повторяющиеся детал рисунков, сходные по форме изображения, а также по смысловому содержанию – говорят об ограниченности, инертности мыслительных процессов, склонности к стереотипии мышления.

Отсутствие людей на рисунках – пренебрежение, уход от контактов, трудности в общении. Встречается при глубоких неврозах, органике и шизофрении (при органике – простые, однотипные; при шизофрении - вычурные)

 

 

АНАЛИЗ ПИКТОГРАММ БОЛЬНЫХ, СТРАДАЮЩИХ ОРГАНИЧЕСКИМ ЗАБОЛЕВАНИЕМ ЦНС

 

Больные с интеллектуальной недостаточностью органического генеза легко находят образцы для запоминания более конкретных понятий («весёлый праздник») и затрудняются в их нахождении для более абстрактных понятий (например: «сомнение», «справедливость» и т.д.). Часто вообще ничего не могут придумать к абстрактным понятиям.

Рисунки органиков с интеллектуальной недостаточностью по большей части отличаются излишней конкретизацией, развёрнутостью, обстоятельностью. Такое увязание в конкретных деталях означает слабость абстрагирования, неумение ограничиться знаком-символом. 

Следует отличать такие развёрнуто-ситуационные образы от ситуационных, ярких, выразительных образов, создаваемых иногда психопатами истерического круга.

Пример: «Развитие» - рисует: телевизор, книга, велосипед, лыжи, школьный класс, ноты.

Объяснение: «Телевизор – посмотреть научную передачу, книга – классиков почитать очень полезно, велосипед – спортом заниматься, физическое развитие, класс – изучать школьную программу, ноты – музыкальное образование»

Или, например, выбирает адекватный по содержанию и подходящий для того, чтобы вспомнить слово «развитие» - образ «школа». Но само по себе рисование здания школы, в котором не забыто ни одно окошечко, отнявшее много времени на рисование, свидетельствует об обстоятельном мышлении.

Следующая особенность, это ярко выраженный эгоцентричный, то есть субъективно окрашенный характер их содержания.

Следует учесть, что отдельные субъективно окрашенные образы встречаются и у здоровых. Так, здоровый абитуриент, мечтающий поступить в академию, на слово «счастье» рисует себя курсантом, или девушка, мечтающая выйти замуж – «обручальное кольцо». Однако пиктограммы больных в этом случае настолько направлены на себя, что по ним можно узнать многое из жизни больного.

Например:

«вкусный ужин» - стол с большими и малыми кружками. Объясняет: у нас привычка вечером есть маленький ужин – чай или кефир.

«развитие» - перекладина, турник, гири. Перекладина, с которой мой сын когда-то упал, а это гири, гантели, с которыми он занимается.

«счастье» - дом – Это школа, где я работаю. Люблю свою работу, люблю детей.

      Таким образом, пиктограммы больных органиков отличаются конкретно-ситуационным характером, обстоятельностью рисунков (понятия обязательно рядоположены) и эгоцентричностью образов.

 

 

ПИКТОГРАММЫ БОЛЬНЫХ ШИЗОФРЕНИЕЙ

 

Анализ проводится в 2 аспектах:

  1. с точки зрения содержания образа (рисунка).
  2. процесса его построения (то есть объяснения)

 

  1. С точки зрения содержания образа (рисунка).

 

Во-первых, часто встречаются псевдоабстрактные, совершенно лишённые предметного содержания рисунки геометрических фигур. Например: для запоминания слова

«обман» - рисует треугольник, заштриховывает его. Объясняет: «Всё в чёрном цвете, обман тяжело переносится, разочарование».

«счастье» - рисунок «круг» - «Просто замкнутый круг по некоторым обывательским представлениям фигура никуда не стремящаяся, по некоторым утверждениям, счастье это-человек, который никуда не стремится и своего  достиг.

 

Очень часто одинаковые геометрические фигуры рисуются с одинаковой убеждённостью к совершенно разным словам – «счастье», «болезнью» и т.д.

            Некоторые пиктограммы сплошь состоят из чёрточек, линий, стрелок.

            Некоторые образы, построенные больными шизофренией, могут быть по внешней форме предметными. Это эмоционально             изощренные, выхолощенные, псевдосимволические образы.

            Например:    

«Разлука» -цветок согнут- «Встречи не может  быть, поэтому они согнуты, а почему цветок – потому, что мало в нём жизни знаем».

«Печаль» – три ели  – «Тёмный лес еловый, там будет темно, горя не видно»  

            Очень часто образы шизоидных больных – это образы на основе сходства звучания слов.

            Например:

«Отчаяние» - больной рисует человека, уходящего от чайника

«Печаль» - печь

«Обман» - ложка, так как ложка включает в себя слово «ложь» (наличие ассоциации по слабому признаку, актуализация латентного признака).

 

  1. Анализ процесса построения образа (то есть объяснения)

Этот процесс раскрывается не столько по рисункам, сколько по объяснениям. Анализ процесса построения образа свидетельствует о расплывчатости мыслительных процессов, об утере их целенаправленности, скатывание на побочные ассоциации. Например: 

«справедливость» - солнце, облака, лес  

Объяснение: «Лес, облака, солнце- вся природа какая ни есть, справедлива. Когда думаешь о горестях, то всегда ищем: кого бы обвинить, когда задумываешься над причинами, то это неизбежно. Если ты сам перестанешь быть справедливым, когда очистишься, и кусок природы может отразить несправедливость».

Расплывчатость мышления, резонёрство, рассуждательство

«Развитие» -  1. лист железа

2. детали 

Объяснение: «Доска, сечение с размером, листик железа – это необходимая деталь для изготовления механизмов. Фигура из листа и в конце концов испытывается вещь – изготовление механизма для выполнения задания».

Полной противоположностью множественным и обстоятельным образам являются стереотипные образы. Такой тип обнаруживается только при рассмотрении пиктограмм в целом. Примером таких связей служат пиктограммы, в которых больные для запоминания самых разнообразных понятий пользуются одними и теми же образами, например рисуют только глаза, только цветы и т.д.

Логвинова С.В. Исследование патологии мышления методом пиктограмм./ Автореф. канд. психол. наук/ М., 1972.

 

Анализ содержания образов

  • Псевдоабстрактные. Пустые, бессодержательные, схематичные. Схематизация до абсурда.

Например,

на  «справедливость» рисует две точки и объясняет «Сказано – сделано. Если многоточие, то без окончания». Воспроизводит - «справедливость».

На «обман» рисует круг: «Замкнутый круг. Вращаться в кругу лжи. Ложь окутывает человеческую жизнь». Воспроизводит – «обман».

  • Образы по звучанию. На «обман» рисует ложку: «Это ложь, можно обмануть друг-друга, врать. Это тоже обман. Обман – ложь, а ложь похожа на ложку». Воспроизводит – «обман».
  • Конкретные образы с символическим объяснением. На«дружба» рисует бетонный блок: «Что важнее всего в дружбе? Её крепость, монолитность. Бетонный блок – это символ прочности». Воспроизводит – «дружба».
  • Конкретные образы, основанные на чувственном впечатлении. «Печаль»

 

Анализ процессов построения образов

  • Множественность образов к заданному понятию. Выбирается несколько, не связанных между собой образов для запоминания (на «справедливость» рисует весы, полку с книгами, ребёнка и солнце).
  • Конкретные образы с расплывчатостью в объяснениях. На«разлуку» рисует стену: «Эта стена большая, глухая, человек перед ней, потерявший часть себя, измученный, тоскующий. Эта тоска отнимает у него силы, возможности, единственно, чем держится – это надеждой». Воспроизводит – «разлука».
  • Фрагментарный вид образов. На «больная женщина» рисует ожерелье: «Ожерелье, которое не используется. Больная женщина никогда не будет одевать ожерелье». Воспроизводится правильно. 

 

О качестве рисунка

По наблюдениям К.С. Савенко, изображение крохотных пиктограмм в верхней части листа, а также рисунки, изображённые едва заметными линиями, по данным А.М.Шуберт, признак депрессии.

Три вида неадекватных ответов при шизофрении:

  1. неадекватность по содержанию (псевдосимволические)
  2. неадекватность по процессу построения
  3. неадекватность по субъективной значимости (чрезмерная эгоцентричность образов или холодность, отчуждённость, формальность).

Осорина М.В. Экспериментальное исследование образных структур на разных уровнях мыслительной деятельности (автореф. дисс. канд. психол. наук) 1976.

 

                 


         

КАТАЛОГ ОБРАЗОВ, ВЫБИРАЕМЫХ ЗДОРОВЫМИ ИСПЫТУЕМЫМИ

НА ПРИМЕНЯЕМЫЙ НАБОР ПОНЯТИЙ

 

Краткое пояснение к каталогу

 

Каталог охватывает все «стандартные» и «повторяющиеся» образы, а также отдельные примеры «редких», «оригинальных» образов: как адекватных, так и неадекватных. Образы приводятся с ориентировочной формализованной оценкой. Расхождения в оценке возможны в основном по фактору индивидуальной значимости. Там, где образ в подавляющем большинстве случаев выбирается формально, либо, напротив, имеет индивидуальную значимость, указывается лишь наиболее частая «детерминанта». В случае, если возможны оба варианта первым указывается более частый, второй берётся в скобки. Если варианты встречаются  с приблизительно одинаковой частотой, указываются оба, скобки не ставятся. Для обозначения совокупности «повторяющихся», «стандартных», «удачных оригинальных» образов по аналогии с тестом Роршаха, для облегчения сопоставления данных, используется термин «хорошая форма». Указывается дальше число «локальных отказов» на каждое из понятий набора. Для удобства ниже приводится сводная таблица используемых буквенных обозначений.

  1. Фактор абстрактности. Конкретные – К. Фотографические – К.Фт. Конфабуляторные – К.Кф. Атрибутивные – Ат. Метафорические – М. Графические, геометрические, грамматические символы – Г.С.
  2. Фактор индивидуальной значимости. Выбранные формально – Ф. Индивидуально значимые персонифицированные – Инд. – Пс., образы-стимулы – Инд.С
  3. Фактор частоты. Стандартные – Ст. Оригинальные – Ориг.
  4. Фактор адекватности. Адекватные «+», неадекватные – «Ориг.–»

 

 

  1. 1.      ВЕСЁЛЫЙ ПРАЗДНИК

Стандартный образ – флаги, воздушные шарики, цветы, иногда – в сочетании с улыбающимся лицом. Ат.Ф + Ст.

«Повторяющиеся» образы – салют (АтФ+), ёлка и ёлочные украшения (Ат./К), Ф.(Инд.)+), сок и алкогольные напитки (Ат.-К.Ф. Инд.+), музыкальные инструменты и звукопроизводящая аппаратура (Ат.-К. Ф-Инд.+), веселящиеся люди (К.Ф./Инд./+), улыбающиеся лица, улыбки (АтФ+), карнавальные маски (АтФ+).

Примеры редких образов: галстук («на праздник одевают галстук») – Ат.Ф.Ориг.– , здание (театр) – «на праздник ходят в театр» – Ат.Ф.Ориг.–, лист, машина, звезда – «символ жизни, движения, счастья» - М.Ф.Ориг. – Множественный выбор.

Образы «хорошей формы» охватывают 96% всех образов. Отказов нет

 

  1. 2.      ТЯЖЁЛАЯ РАБОТА

Стандартный образ – кирка, молот, лопата – Ат.(К)Ф(Инд)+ Ст.

«Повторяющиеся» образы – изображения тяжестей (гиря, штанга) – (Ат.Ф.+), человек, занятый тяжёлым физическим трудом – землекоп, кузнец (К.Ф.+), лицо с мимическим выражением усталости, каплями пота (Ат.Ф.+).

Примеры редких образов: Сизиф, вкатывающий камень на гору – М.Ф.Ориг +, солнце («я работаю на солнце», это тяжело) – (К.Инд.–С.ориг –), цепи («тяжёлая работа вызывает чувство скованности») – М.Ф.Ориг.–

Образы «хорошей формы» охватывает 90% всех образов. Отказов нет.

 

  1. 3.      ВКУСНЫЙ УЖИН

Стандартный образ – изображение еды – К.Ф.-Инд.+Ст

«Повторяющиеся» образы – изображение еды с часами и другими указателями времени (луна, заходящее солнце) – (К.Ф.+), посуда – тарелки, вилки, ложки – (Ат.Ф.+), человек за едой – (К.Ф.+), одобрительный жест, «удовлетворённая мимика» (Ат.-К.Ф.+)

Примеры редких образов: спящий человек («после ужина спят») - (К.Ф.Ориг –); человек с выпяченным животом  («он вкусно поел») (К.Ф.Ориг –)

Образы «хорошей формы» охватывает 94% всех образов. Отказов нет.

  1. 4.      БОЛЕЗНЬ

Стандартный образ – человек, лежащий в постели - К.Ф.+ Ст

«Повторяющиеся» образы – кровать, термометр, шприц, медикаменты (все - Ат.Ф.+), красный крест, змея над чашей (Ат.Ф.+), человек с признаками болезни и инвалидности (К.Ф./Инд/+),  лицо с мимикой страдания (Ат.-К.Ф+), надгробие (Ат.Ф.+), тёмное пятно – (М.Ф.+).

Примеры редких образов: туча, закрывающая солнце (М.Ф.Ориг.+), дом – «когда болеют – сидят дома» - (Ат.Ф. Ориг.–)

Образы «хорошей формы» охватывают 86% ответов. Отказов нет.

 

  1. 5.      ПЕЧАЛЬ

Стандартный образ – лицо с печальной мимикой, слезами – Ат.Ф.Ст.+

«Повторяющиеся» образы – человек в печальной позе (К.Ф.-Инд.+), слёзы (Ат.Ф.+), надгробие (Ат./К.Ф./Инд/+), печальный осенний пейзаж (Ат./М.-К.Ф./Инд/+).

Примеры редких образов: письмо («печальное известие») – (К.Ф./Инд/Ориг.–), папироса («когда печален - курю») – (К.Инд.-С.Ориг.–), падающая звезда, лира («печаль подобна падающей звезде, лира символизирует то, что печаль не вечна») – (М.Ф.Ориг –)

Образы «хорошей формы» охватывают 88% ответов. Отказов нет.

 

  1. 6.      СЧАСТЬЕ

Стандартный образ – лицо с мимикой радости – (Ат.Ф.Ст. +).

«Повторяющиеся» образы – солнце, радостный пейзаж (М.Ф.+), цветы (Ат./М./Ф.+), ребёнок (К.Инд.+), семья (К.Инд./Ф./+), обручальные кольца (М./К./Ф./Инд/+), дом, автомашина, деньги, яхта (ассоциация по типу – «счастье, это когда есть» - (К.Инд.+), целующаяся пара (К.Ф.+).

Примеры редких образов: книга («о счастье пишут в книгах») – (К.Ф.Ориг.–), облако («счастье безгранично») – (М.Ф.Ориг.–), горы – («чувство счастья возникает у меня в горах») – К.Инд.-С..Ориг.–). Образы «хорошей формы» охватывают 90% ответов. Отказов нет.

 

  1. 7.      ЛЮБОВЬ

Стандартные образы – сердце, пронзённое стрелой (М.Ф.+ Ст), целующиеся влюблённые – (К.Ф.+ Ст)

«Повторяющиеся» образы –  солнце (М.Ф.+), цветы (Ат.-М.Ф.+), обручальные кольца (Ат.Ф.+), ребёнок (Ат.Ф.+, при ассоциировании типа «любовь к детям» К.Ф.+), два голубя (М.Ф.+).

Примеры редких образов: собака («любовь к животным» - (К.Ф.Ориг-), амур - (М.Ф.Ориг.+), множество солнц над морем (любовь – вечный рассвет) - (М.Ф.Ориг.–), кубик («любовь должна быть многогранна») – (Г.С.Ф.Ориг.–)

Образы «хорошей формы» охватывают 89% всех образов. В трёх протоколах – отказы от выбора образа.

 

  1. 8.      РАЗВИТИЕ

Стандартные образы на данное понятие отсутствуют.

«Повторяющиеся» образы – спираль, график, диаграмма (Г.С.-К.Ф.+), развитие растений (бутон-цветок, почка-лист, растущий росток) – (К.Ф.+), насекомых, птиц, человека (ребёнок-взрослый – К.Ф.+), ступени лестницы (М.Ф.+), атрибуты умственного развития (книга – Ат.Ф.+), человек с книгой (К.Ф.+), атрибуты физического развития (гантели, спортивные снаряды – Ат.Ф.+), человек, занимающийся физкультурой (К.Ф.+), атлет (К.Ф.+)

Примеры редких образов: разветвление дерева («усложняющаяся схема» - М.Ф.Ориг.+), квадрат («развитие многосторонне» - Г.С. Ориг.–), лицо в очках («умственно развитые люди носят очки» - Ат.Ф.Ориг.–).

Образы «хорошей формы» охватывают 78% всех образов. В шести протоколах – отказы от выбора образа.

 

  1. 9.      РАЗЛУКА

Стандартные образы на данное понятие отсутствуют.

 «Повторяющиеся» образы – прощающиеся люди (К.Ф.+), изображение транспортных средств (Ат.К/Ф./Инд/+), дорога (М.Ат.Ф.+), преграда – река, пропасть(М.Ф.+), разделяющая черта (Г.С.Ф.+), стрелки, направленные в разные стороны (ГС.Ф.+), письма («в разлуке поддерживают письма» - К.Инд.Кс.+), корабли, расходящиеся в разные стороны (М.Ф.+)

Примеры редких образов: разведённый мост (М.Ф.Ориг.+), развязанный узел (М.Ф.Ориг.+), дом («тяжело вдали от дома» К.Инд.Ориг.–), платок («платком вытираю слёзы» К.Инд.-Кс.Ориг–), календарь («сколько ещё осталось ждать?» - К.Инд.С.Ориг.–)

Образы «хорошей формы» охватывают 89% всех образов. В четырёх протоколах – отказы от выбора образа.

 

10.  ОБМАН

Стандартные образы на данное понятие отсутствуют. «Повторяющиеся» образы – лисица (М.Ф.+), карты (Ат.Ф.+), деньги (Ат.Ф.+), «комбинация из трёх пальцев» (М.Ф.+), четыре кулака (М.Ф.+), влюблённый под часами (К.Ф.+), беременная женщина (К.Ф./Инд./+), женщина и уходящий мужчина (К.Ф./Инд./+), человек с разведёнными руками (К.Ф.+), лицо с печальной мимикой (Ат./К./Ф.+), знак зачёркивания (Г.С.Ф.+), зачёркнутые деньги (К.Ф.+), тёмное пятно (Г.С.Ф.+).

Примеры редких образов: двуликий Янус (М.Ф.Ориг.+), палец с круговой стрелкой («обвести вокруг пальца» - М.Ф.Ориг.+), сжатый кулак – («за обман бьют» - К.Ф.Ориг.–), сцена суда («обманщика судят» - К.Ф.Ориг.–), кинжал («за обман - смерть» - К.Ф.Ориг.–), многочисленные развёрнутые изображения конкретного обмана типа «мальчик ищет собаку, взрослый посылает его не в ту сторону» (К.Ф.Ориг)

Образы «хорошей формы» охватывают 71% всех образов. Отказы в 18 протоколах.

 

11.  ПОБЕДА

Стандартные образы – флаг (Ат.Ф.+), салют (Ат.Ф.+).

«Повторяющиеся» образы – памятник (Ат.Ф.+), звезда Героя (Ат.Ф.+), спортивный пьедестал почёта (Ат.Ф.+), кубок (Ат.Ф.+), победитель и поверженный (К.Ф.+), судья поднимает руку боксёру на ринге (К.Ф.+), радующийся человек (К.Ф.+), автомобиль «Победа», «ассоциация по созвучию» - «особый феномен»

Примеры редких образов: цветы («победителю дарят цветы» - Ат.Ф.Ориг.–), голубь – («после победы наступает мир» - М.Ф.Ориг–), триумфальная арка (М.Ф.Ориг.+), лавровый венок (М.Ат.Ориг.+).

Образы «хорошей формы» охватывают 87% всех образов. Отказов нет.

 

12.  ПОДВИГ

Стандартный образ – подвиг Александра Матросова (К.Ф.+Ст.)

«Повторяющиеся» образы – орден, медали (Ат.Ф.+), памятник, обелиск (Ат.Ф.+), награждённый солдат (К.Ф.+), подвиг Гастелло (К.Ф.+), солдат, идущий навстречу танку (К.Ф.+), сцены спасения утопающего или на пожаре (К.Ф.+), космическая ракета (К.Ф.+).

Примеры редких образов: сердце (М.Ф.Ориг.+), изображение Икара (М.Ф.Ориг.+), человек с большими мускулами («подвиг может совершить сильный» - Ат.Ф.Ориг.–), квадрат и четыре математических символа бесконечности («подвиг – это что-то бесконечно огромное» - Г.С.Ф.Ориг.–).

Образы «хорошей формы» охватывают 86% всех образов. Отказов нет.

 

13.  ВРАЖДА

Стандартные образы на данное понятие отсутствуют. «Повторяющиеся» образы – мечи, направленные друг на друга, либо скрещенные (М.-Ат.Ф.+), преграда между людьми (забор, река, пропасть) - (М.-Ат.Ф.+), кошка и собака (М.Ф.+), кошка и мышь (М.Ф.+), нож, пистолет, автомат (Ат.Ф.+), кулак (Ат.-К.Ф.+), дерущиеся или сражающиеся люди (К.Ф.+), мимика, выражающая злобу (Ат.-К.Ф.+).

Примеры редких образов: лежащий убитый человек (К.Ф.Ориг.–), змея (М.Ф.Ориг.+), высунутый язык («вражда порождает сплетни» -Ат.Ф.Ориг–), боксёрские перчатки («вражда на ринге» – Ат.Ф.Ориг–), сапог, попирающий цветок  (М.Ф.Ориг.+), граница между СССР и КНР (К.Ф.Ориг.–), знаки «+» и «–» (Г.С.Ф.Ориг+), белый и чёрный цвет (Г.С.Ф. Ориг.–)

Образы «хорошей формы» охватывают 85% всех образов. Отказы от выбора образа – в трёх протоколах.

 

 

14.  СПРАВЕДЛИВОСТЬ

Стандартные образы на данное понятие отсутствуют. «Повторяющиеся» образы – Фемида, её весы и меч (М.Ф.+), щит и меч (М.Ф.+), изображение суда (К.Ф.+), тюремная решёта (К.Ф./Инд+), книга, часто с надписью «Уголовный кодекс»; «Конституция» (Ат.Ф.+), человек, делящий что-либо пополам (К.Ф.+), предмет (хлеб, яблоко и т.д.), разрезанный пополам (К.Ф.+), ось симметрии (Г.С.Ф.+), человек, заступающийся за обиженного (К.Ф./Инд.+), знак «=» (Г.С.Ф.+).

Примеры редких образов: пограничный столб («границы устанавливают справедливо» - К.Ф.Ориг–), рука, указывающая на урок («справедливое замечание неряхе» - К.Ф.Ориг.–), осколки («справедливость – это хрупкое понятие» - М.Ф.Ориг.–), квадрат («справедливость – это равенство, а в квадрате равны и стороны и углы» - Г.С.Ф.Ориг.–).

Образы «хорошей формы» охватывают 76% всех образов. Отказы от выбора образа – в двух протоколах.

 

15.  СОМНЕНИЕ

Стандартные образы на данное понятие отсутствуют. «Повторяющиеся» образы – знак «?» и «?!» (Г.С.Ф.+), лица с мимикой сомнения (поднятые брови) – (Ат.Ф.+), кинестетическое выражение сомнения – палец, приставленный ко лбу, пожимание плечами (Ат.К.Ф./Инд.-Кн/+), ромашка («любит – не любит» - М.Ф.+), развилка дорог (М.К.Ф.+), неопределённая фигура («сомнение - неопределённость» - Г.С.Ф.+).

Примеры редких образов: математический символ неопределённости (Г.С.Ф.Ориг.+), самолёт («сомневаюсь, полетит ли он» - К.Уф.Ф.Ориг.–), телефон («это символ ожидания, которое не кончается» - М.Инд.Ориг.–).

Образы «хорошей формы» охватывают 75% всех образов. «Локальные отказы» – в 8-ми протоколах.

 

16.  ДРУЖБА

Стандартные образы – рукопожатие, люди, взявшиеся за руки (М./К./Ф.+Ст).

«Повторяющиеся» образы – олимпийские кольца (М.Ф.+), голубь (М.Ф.+), фестивальный значок (М.Ф.+), горы («друга узнают в горах» - К.Инд./Ф./+), электропила «Дружба» (ассоциация по звучанию – «особый феномен»).

Примеры редких образов: стол («друзья собираются за столом» –Ат.Ф.Ориг.–), лампочка и выключатель («дружба это взаимодействие» - М.Ф.Ориг.–).

Образы «хорошей формы» охватывают 88 всех образов. Отказов нет.

 

Приложение №2

НОРМАТИВНЫЕ ДАННЫЕ ПО ОСНОВНЫМ

КОЛИЧЕСТВЕННЫМ ПОКАЗАТЕЛЯМ «ПИКТОГРАММЫ»

В приводимой ниже таблице содержатся обработанные методом вариационной статистики данные исследования 400 психически здоровых испытуемых. М. – средняя, м – ошибка средней, б – среднеквадратичное отклонение. Нормативный диапазон приведён в округлённых цифрах. Показатель, находящийся в интервале М ±б, следует оценивать как близкий к среднему. Показатель, отличающийся от среднего более чем на одну «б», но менее чем на «2б» расценивается как «отличающийся от среднего». Показатель, отличающийся от среднего более чем на 2 б, расценивается как значительное отклонение от нормы и требует диагностической интерпретации

 

Категория образов

М ±м

б

Нормативный диапазон в окр. цифрах

М–2б

М–б

М

М+б

М+2б

Геометр. Символы Г.С.

1,2 ±0,05

0,95

0

0

1

2

3

Метафоры М

2,54 ±0,09

3,38

0

0

3

6

9

Атрибутизм, образы - А

6,36 ±0,06

1,19

4

5

6

8

9

Конкр.образы-К

4,96 ±0,06

1,23

2

4

5

6

7

Персониф.образы Инд.Пс.

0,97 ±0,05

1,05

0

0

1

2

3

Продолжение »