Предметом взаимодействия является внутренний мир клиента, цель которого — изменение отношения клиента к нему, нахождение альтернатив действий, переживаний и мыслей. Основным способом воздействия психолога на клиента в ходе интервью являются вопросы. В литературе обычно выделяют пятишаговую модель интервью (Г.С. Абрамова). Кратко лишь определим каждую стадию:
а) Структурирование, задача достигнуть взаимопонимания (часто маркируют как «Привет!»), психологического комфорта и доверия;
б) «В чем проблема ?» — происходит выделение проблемы;
в) «Чего вы хотите добиться ?», то есть желаемый результат;
г) «Что еще мы можем сделать по этому поводу ?» — выработка альтернативных решений;
д) Обобщение результатов («Вы будете делать это ?»).
Руководствуясь многочисленными теориями, психологи-консультанты воздействуют на клиента. Как бы ни объяснялось это воздействие, в исследовании по эффективности психотерапевтической практики доказано, что эффективность зависит не столько от метода, сколько от опыта и личности психотерапевта, кроме того, во всех видах психотерапии действуют одни и те же факторы. Отметим лишь некоторые из них ( В.Н. Цапкин): во-первых, ослабление напряженности на первоначальной стадии интервью, во-вторых, расширение репертуара когнитивных схем, в-третьих, изменение поведения клиента за счет нового эмоционального опыта, полученного на сессии, в-четвертых, убеждение и внушение, явное или скрытое, и в-пятых, усвоенное или осознанное отношение клиента к новым формам поведения.
Обратившись к работам социальных психологов (Г.М. Андреева), в консультировании и психотерапии можно найти сходные механизмы, определяемые общими закономерностями психологического воздействия: заражение, внушение, убеждение и подражание.
Заражение можно определить как бессознательную, невольную подверженность индивида определенным психологическим состояниям, проявляющимся не через осознанное принятие информации или образцов поведения, а через передачу определенного эмоционального состояния (массовые психозы, религиозные экстазы, также отмечают отношения клиента и психолога), с помощью речевого воздействия, ритмов, восклицаний и иных средств При заражении осуществляется сопереживание большой массой людей, или диадой, общего психологического состояния.
Внушение представляет собой особый вид воздействия, а именно: целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу. При внушении осуществляется процесс передачи информации, основанной на ее некритическом восприятии. Внушение носит вербальный характер
Убеждение построено на том, чтобы с помощью логического обоснования добиться согласия человека, принимающего информацию Вывод должен быть сделан принимающим информацию самостоятельно. Убеждение — преимущественно интеллектуальное, а внушение — эмоционально-волевое воздействие.
В последнем из вариантов психологического воздействия — подражании — осуществляется не простое принятие внешних черт поведения другого человека или массовых психологических состояний, но воспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения. Различают несколько видов подражания: а) логическое и внелогическое; б) внутреннее и внешнее; в) подражание-мода и подражание-обычай; г) подражание внутри одного социального класса и подражание одного класса другому.
Также можно выделить подходы к практике психологического консультирования в зависимости от стиля работы психолога В современной литературе описаны два основных стиля психологической работы — «внимающий» и «влияющий» (Л.Д. Демина). Для внимающего консультирования характерны: закрытые вопросы (для прояснения сути проблемы и концентрации клиента около одной темы), открытые вопросы (начинающиеся со слов «каким образом», «что», «зачем», что подталкивает к рефлексии и способствует возникновению дискуссий), минимальные поощрения (помогают рассуждать дальше, с помощью повтора последних двух-трех слов), парафраз (выделение сути последнего высказывания), концентрация на чувствах, обобщение (помощь в осознании прогресса в интервью). Для влияющего стиля работы характерно: указание, информационное сообщение и (или) интерпретация, выражение своих чувств, влиятельное обобщение.
На основе этого выделяют связь подходов к практике консультирования с терапевтическими приемами.
9. Мотивы обращения к психологу и типы консультируемых
В настоящее время психологами принято следующее положение, что понять личность невозможно вне ситуации, в которой она находится, поскольку между человеком и условиями его жизни существует неразрывная связь. Далее, более подробно остановимся на критических ситуациях, в которых оказывается человек, исходя из мнения Р. Лазаруса, который ввел понятие психологического стресса, и признал, что человек сам создает для себя трудности и стрессовые факторы
Проблемы, относящиеся к работе психолога, можно назвать «житейскими» проблемами — это те неисчислимые индивидуальные обстоятельства, случаи, эпизоды в жизни, которые оставляют более глубокий след в душе человека, чем он бы хотел. Причинами частого обращения к психологу может быть как пустяковое дело, так и безвыходная, по словам клиента, ситуация. Во-первых, обращение к психологу может быть связано с мнительностью клиента, излишней внимательностью его к своему здоровью, внутренним проблемам Например, пенсионеры без родственников и друзей, которым необходимо внимание к себе. Во-вторых, знания о себе необходимы для оправдания своих неудач и успехов. Например, подсчеты биоритмов (интеллектуального, эмоционального, физического) позволяют спокойно относиться к спадам самочувствия, активности, настроения. Загадочность нежелательных явлений собственной жизни и деятельности настораживает, требует объяснения и оправдания. В-третьих, когда возникают кризисы, спады, конфликты, противоречие между «хочу» и «могу», «хочу и нужно, «ожидаю и притязаю». Причем, обращаясь, часто ожидают готовый рецепт, ясно и просто предписывающий конкретные действия, необходимые для преодоления затруднений в личной жизни. В-четвертых, это необходимость просто выговориться, что не удается осуществить в повседневной жизни.
Можно выделить условно три типа клиентов (Н.Н. Обозов): а) неуверенный в себе клиент (часто причина обращения за помощью — желание снять с себя ответственность, в консультации такой клиент взвешивает доводы «за» и «против», поэтому психолог должен создать у клиента полную уверенность в решении вопроса); б) уверенный в себе клиент (для подтверждения правильности своего уже готового понимания затруднительного положения психолог должен выступить в роли «ведомого, который только подсказками, предположениями сможет разобраться в ситуации»); в)клиент, все знающий и доверяющий только себе (клиенты такого типа редки, они противоречивы, подвергают все сомнению и убеждены в своей правоте; они запускают решение своей проблемы или переходят в пограничные невротические состояния или уже имеют соматические заболевания, требующие терапевтического, а иногда и полного медицинского вмешательства).
Диагностика и последующее информирование клиентов об их индивидуальных психологических особенностях обнаруживает как согласие, так и несогласие относительно правильности оценивания. Особый интерес для психолога представляет несогласие, указывающее на проблемность именно в этой сфере личности. Условиями этого несогласия являются социальная неодобряе-мость названного качества личности, неадекватность понимаемого термина (расхождение научного и обыденного понятия) и субъективно-личностная неприемлемость. Согласие-несогласие формируется в результате сравнивания своего мнения о себе, мнения других людей и мнения психолога, а также зависит от пола и профессиональной принадлежности. Отсюда основанием типологии консультируемых можно назвать отношение к консультации, что связано с личностными особенностями консультируемых. Для первого типа характерны такие качества личности, как реалистичность, самоуверенность и установка, что личный опыт не заменяет никакие психологические исследования. Для второго типа характерны эмоциональная утонченность, эстетичность и установка, что личность — это уникальное и таинственное образование.