ЛЕКЦИЯ 1. Предмет и задачи экспериментальной психологии.
ЛЕКЦИЯ 2 . Структура экспериментального исследования
ЛЕКЦИЯ 4. Начало: физиологическая психологияВ середине XIX в. работавший в Лондоне шотландский врач Маршалл Холл (1790-857) и профессор естествознания Французского колледжа в Париже Пьер Флоранс (1794-1867), исследуя функции мозга, широко применяли метод экстирпации (удаления), когда функция определенной части мозга устанавливается путем удаления или разрушения этой части с последующим наблюдением за изменениями в поведении животного. В 1861 г. французский хирург Поль Брока (18241880) предложил клинический метод : у умершего вскрывается мозг и отыскивается место его повреждения, которое считается ответственным за аномалию поведения при жизни пациента. Так Брока открыл «центр речи» ретья лобная извилина коры головного мозга, — который оказался поврежденным у мужчины, еспособным при жизни внятно говорить. В 1870 г. Густав Фритш и Эдуард Хитцинг впервые применили метод электростимуляции коры головного мозга (они проводили опыты с кроликами и собаками). Развитие экспериментальной физиологии привело к двум важным обстоятельствам, оказавшим решающее влияние на антропологические науки того времени:
Стремительно разбухающая новыми знаниями физиология нервной системы постепенно отвоевывала у философии все большее и большее пространство. Немецкий физик и физиолог Герман Гельмгольц (1821-1894) от замеров скорости проведения нервных импульсов перешел к исследованиям зрения и слуха, уже став одной ногой в ту еще неведомую область, которая позже получит название психологии восприятия. Его теория восприятия цвета, до сих пор упоминаемая во всех учебниках психологии, затрагивала не только периферические аспекты, находившиеся в ведении физиологии органов чувств, но и многие центрально обусловленные явления, которые еще не удавалось контролировать экспериментально и в полной мере (вспомним, например, роль прошлого опыта в его концепции бессознательных умозаключений). То же самое можно сказать его резонансной теории слухового восприятия. В научной биографии Гельмгольца интересен один факт. В его экспериментальной практике огромную роль играли измерения. Вначале он измерял скорость проведения нервных импульсов на препарате isole. Затем он перешел к измерению времени реакции человека. здесь он столкнулся с большим разбросом данных не только разных, но даже одного и того же испытуемого. Такое поведение измеряемой величины не укладывалось в строгую детерминистскую схему мышления физика-физиолога, и он отказался от исследований времени реакции, посчитав эту капризную меру малодостоверной. Гениальный экспериментатор оказался в плену своего менталитета. В истории науки такое встречается часто. Если тогда зрением и слухом занимались многие, то, пожалуй, только Эрнст Вебер (1795-1878) — немецкий физиолог, главный научный интерес которого был связан физиологией органов чувств, сосредоточился на изучении кожной кинестетической чувствительности. Его эксперименты с осязанием подтвердили наличие порога ощущений, в частности, двухточечного порога. Варьируя места раздражения кожи, он показал, что величина этого порога неодинакова, и объяснил это различие, а не отбросил его как недостоверное. Все дело в том, что, будучи настоящим экспериментатором, Вебер не только измерял пороги, получая, как мы теперь говорим, ервичные данные, но математически обрабатывал их, получая вторичные данные, не содержащиеся в самой процедуре измерения. Это особенно хорошо видно на примере его опытов кинестетической чувствительностью (сравнение веса двух небольших грузов — стандартного переменного). Оказалось, то едва ощущаемое различие между весами двух грузов неодинаково для разных стандартов. Экспериментатор мог видеть эту разницу по первичным замерам. Но Вебер не остановился на этом. Повидимому, его навык работать числами, не только со стимулами испытуемыми, заставил его сделать еще один шаг: он взял отношение едва заметного различия (то есть разницу между весами двух грузов) величине стандартного груза. И его величайшему удивлению это отношение оказалось постоянным для разных стандартов! Это открытие (позже оно стало называться законом Вебера) нельзя было сделать apriory, и оно не содержалось непосредственно ни экспериментальной процедуре, ни в результатах измерений. Это та творческая удача, которая иногда постигает думающих экспериментаторов. Благодаря работам Вебера стала очевидной не только измеримость ощущений у человека, но и существование строгих закономерностей в осознаваемом чувственном опыте. Когда Вебер в свои 22 года читал лекции по физиологии на медицинском факультете Лейпцигского университета, туда поступил учиться будущий основоположник психофизики Густав Фехнер. Это был 1817 год. Идея психофизики, изучающей законы связи между психическими и физическими явлениями, родилась у Фехнера в 1850 году. Фехнер был натурой гуманитарной и находился в оппозиции к материалистическим взглядам, господствовавшим тогда в Лейпцигском университете и горячо отстаиваемым тем же Вебером. При этом он оперировал весьма высокими категориями, заявляя, что у Вселенной есть две стороны: не только «теневая», материальная, но и «светлая», духовная (Шульц Д.П., Шульц С.Э., 1998, с.79). Эта ориентация на Вселенную и была, повидимому, источником его научного вдохновения. В конце 30-х годов он заинтересовался проблемой ощущений. И тут с ним случилось несчастье: изучая зрительные послеобразы, он смотрел на Солнце через цветные стекла и повредил себе глаза. После этого он несколько лет пребывал в тяжелой депрессии и обратился к философской мистике, особенно к проблеме соотношения физического и психического. Его выход из состояния депрессии был весьма загадочным и даже мистическим: «Однажды он увидел сон, из которого отчетливо запомнил число77. Из этого он заключил, что его выздоровление займет 77дней. Так оно и случилось». (Там же, с.80). Более того, его депрессия перешла в эйфорию. Именно на это время и приходится упомянутое выше озарение. Веберовские лекции по физиологии органов чувств, физическое и математическое образование, выстраданные философские познания интегрировались в простую, но гениальную идею, сформулированную впоследствии как основной психофизический закон. Аксиоматика Фехнера: 1.Ощущение нельзя измерить непосредственно; интенсивность ощущения косвенно измеряется величиной стимула.
Теперь оставалось определить соотношение между единицей измерения ощущения (ΔS) и пороговой единицей измерения стимула. Фехнер решил эту задачу чисто математическим путем. Проследим за логикой его рассуждений. Имеем две константы: (ΔS) (аксиома 4) и Веберово отношение ΔR/R. (Сам Фехнер писал, что, проводя свои эксперименты, он еще не знал о работе Вебера. Остается историческая загадка: то ли Фехнер лукавил, то ли на самом деле он действовал независимо. В науке, как обыденной жизни, встречается и то, другое). Одну константу можно выразить через другую: ΔS = c (ΔR : R ) ( 1 ) Это – так называемая основная формула Фехнера. При измерении порога ΔR иΔS – бесконечно малые величины, то есть дифференциалы: dS = c ( dR :R ). После интегрирования получаем: ∫dS = c ∫ dR : R , или S = c lnR + C (2) Здесь постоянные с и С неизвестны. Если S = 0 при R = r (где r – пороговая величина), то выражение (2) запишется так: 0 = с lnr + C. Oтсюда С = -сlnr ; подставляем его в (2) получаем: S = c lnR -c lnr = c ( lnR - 1nr)= c lnr (R : r ). Переходим к десятичным логарифмам: S = k lg ( R : r ) ( 3 ) Принимаем r за единицу измерения, то есть r = 1; тогда: S = k lg R ( 4) Это и есть основной психофизический закон Фехнера. Обратите внимание, что вывод закона осуществлен средствами математики, и здесь никаких сомнений возникнуть не может. В законе Фехнера единицей измерения является пороговая величина стимула r. Отсюда понятно, почему Фехнер большое внимание уделил тому, как определять порог. Он разработал несколько психофизических методов, которые стали классическими: метод границ, метод постоянных стимулов и метод становки. С ними вы познакомились на практических занятиях, и теперь мы можем взглянуть на эти методы с другой стороны. Во-первых, се эти методы — сугубо лабораторные: здесь и стимулы искусственные, мало похожие на обыденные слабое касание кожи двумя иголочками, еле-еле видимое световое пятно, чуть слышимый изолированный звук); и остальные необычные условия (предельное сосредоточение на своих ощущениях, монотонное повторение одних и тех же действий, полная темнота или тишина); и раздражающее однообразие. Если такое и случается в жизни, то весьма редко, да и то в экстремальной ситуации (например, в одиночной тюремной камере). И все это необходимо для чистоты эксперимента , чтобы свести к минимуму или полностью исключить воздействие на испытуемого тех факторов, которые не имеют отношения процедуре эксперимента. Искуственность экспериментальной ситуации — неизменный атрибут любого научного эксперимента. Но она порождает не очень приятную проблему применимости лабораторных данных реальным, нелабораторным ситуациям. естественных науках эта проблема далеко не так драматична, как экспериментальной психологии. К ней мы еще вернемся немного позже. Во-вторых, конкретная, или мгновенная величина порога сама по себе малоинтересна и едва ли информативна. Обычно порог измеряется ради чего-то. Например, по его величине мы можем судить чувствительности человека к данным воздействиям: чем ниже порог, тем выше чувствительность; сравнивая пороги, полученные разное время одного и того же испытуемого, мы можем судить об их динамике во времени или зависимости от определенных условий; сравнивая пороги разных испытуемых, можно оценить диапазон индивидуальных различий чувствительности для данной модальности, т.п. Другими словами, контекст, в котором применяется лабораторный метод, значительно расширяет его смысловой объем, значит его прагматическую ценность. Именно этот контекстуальный фактор сделал фехнеровские методы мощным инструментом для решения других, уже нефехнеровских проблем не только психофизике, но общей психологии.
ЛЕКЦИЯ 5.РОЖДЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ У истоков экспериментальной психологии стоял еще один выдающийся немецкий ученый — Вильгельм Вундт (1832-1920). Он тоже родился в семье пастора, получил медицинское образование, знал анатомию, физиологию, физику и химию. С 1857 по 1864 годы работал лаборантом у Гельмгольца (о нем уже упоминалось). У Вундта была своя домашняя лаборатория. Занимаясь в это время физиологией, он приходит к мысли о психологии как самостоятельной науке. Эту идею он обосновывает в своей книге «К теории чувственного восприятия», которая малыми порциями публиковалась с 1858 по 1862 год. Именно здесь впервые встречается введенный им термин экспериментальная психология. Началом возникновения экспериментальной психологии условно считается 1878 г. так как именно в этот период В.Вундт основал в Германии первую лабораторию экспериментальной психологии. Намечая перспективы построения психологии как цельной науки, предполагал разработку в ней двух непересекающихся направлений: естественно-научного, опирающегося на эксперимент, и культурно-исторического, в котором главную роль призваны играть психологические методы изучения культуры («психология народов»). По его теории, естественно-научные экспериментальные методы можно было применять только к элементарному, низшему уровню психики. Экспериментальному исследованию подлежит не сама душа, а только ее внешние проявления. Поэтому в его лаборатории изучались в основном ощущения и вызываемые ими двигательные акту –реакции, а также периферическое и бинокулярное зрение, цветоощущение и пр.(Психодиагностика. А.С. Лучинин, 2004). Теоретические основы науки. Психология Вундта основывалась на экспериментальных методах естественных наук – в первую очередь физиологии. Предметом исследования выступило сознание. Основой концептуальных взглядов выступали эмпиризм и ассоцианизм. Вундт считал, что сознание есть сущность психики – явление сложное и составное, и для его изучения лучше всего подходит метод анализа или редукционизма. Он указывал, что первым шагом в изучении какого-либо явления должно быть полное описание составных элементов. Изучение содержания сознания позволит изучить психические процессы. Главное внимание он сосредоточил на способности мозга к самоорганизации, эту систему Вундт назвал волюнтаризмом (волевой акт, хотение) – концепция, согласно которой разум обладает способностью организовывать процесс мышления, переводя его на качественно более высокий уровень. Вундт придавал большое значение способности разума к активному высокоуровневому синтезу своих составных элементов. Психология должна изучать в первую очередь непосредственный опыт – который очищен от всякого рода интерпретаций и доопытных знаний («У меня болят зубы»). Этот опыт очищен от опосредованного опыта, который дают нам знания, и не является составляющим непосредственного переживания (мы знаем, что лес – зеленый, море – синее, небо – голубое). Основным методом новой науки явилась интроспекция. Поскольку психология наука об опыте сознания, значит, и метод должен состоять из наблюдения над собственным сознанием. Эксперименты по интроспекции, или внутренней перцепции, проводились в Лейпцигской лаборатории по строгим правилам:
Интроспективный анализ был связан не с качественной интроспекцией (когда испытуемый описывал свой внутренний опыт), а с непосредственными представлениями испытуемого о величине, интенсивности, диапазоне действия физического раздражителя, времени реакции и т. д. Таким образом, выводы об элементах и процессах сознания делались из объективных оценок.
Элементы опыта сознания Вундт обозначил следующие основные задачи экспериментальной психологии:
Вундт считал, что ощущения являются первичной формой опыта. Ощущения возникают, когда на органы чувства действует какой-либо раздражитель и возникающие импульсы достигают мозга. Ограниченность данной позиции в том, что он не проводил различия между ощущениями и возникающими на их основе мысленными образами. Чувства – еще одна форма первичного опыта. Ощущения и чувства возникают одновременно в процессе одного и того же непосредственного опыта. Причем чувства непосредственно следуют за ощущениями: Раздражитель ощущение чувство В процессе проведения сеансов самоанализа Вундт разработал трехмерную модель чувств (эксперимент с метрономом). Трехмерная модель чувств построена в системе трех измерений: 1) «удовольствие – дискомфорт» (когда удары метронома ритмичные – очень частые); 2) «напряжение – расслабление» (очень редкие удары, когда ждешь удара, и расслабление, наступающее после него); 3) «подъем (чувств) – угасание» (частый темп ударов – медленный). Следовательно, любое чувство располагается в некоем диапазоне трехмерного пространства. Эмоции – это сложное соединение элементарных чувств, которые могут измерены при помощи трехмерного континуума. Таким образом, Вундт сводил эмоции к элементам мышления, но эта теория испытания временем не выдержала. Основав лабораторию и журнал, Вундт наряду с экспериментальными исследованиями обращается к философии, логике, эстетике. Он считал, что простейшие психические процессы – ощущения, восприятие, чувства, эмоции – необходимо изучать с помощью лабораторных исследований. А для высших психических процессов – обучаемость, память, язык, которые связаны с аспектами … Продолжение » |
Создать бесплатный сайт с uCoz