Психологическое консультирование в структуре   психологической помощи

Обзор консультативной психологии

1. Определение понятия психологической помощи

Психологическая помощь — это емкое понятие, со­держание которого включает в себя многообразие тео­рий и практик, варьирующихся от специфического при­менения такого метода, как глубинное интервью, до мно­гообразных техник социально-психологического тренин­га, понятий и методов медицинской психотерапии, без которых отношения психолога-консультанта и его кли­ента могут легко разрушиться, а сама психологическая помощь — превратиться в простое выражение сочув­ствия или морализаторство. Понятие «психологическая помощь» отражает некоторую реальность, некую пси­хосоциальную практику, полем деятельности в которой является совокупность вопросов, затруднений и проблем, относящихся к психической жизни человека. Областью деятельности соответствующего специалиста является широкий крут проблем, в которых отражаются как осо­бенности психической жизни человека — социального существа, так и особенности сообщества, в котором от­ражается психологическая специфика его функциони­рования. Психологическая помощь есть область и спо­соб деятельности, предназначенные для содействия че­ловеку и сообществу в решении широкого крута про­блем, порождаемых душевной жизнью человека в соци­уме. Понимание проблематики психологической помо­щи связано с пониманием психики как такого простран­ства (уровни, способы) человеческого бытия, многооб­разия и многогранность которого и определяют сово­купность проблем в деятельности соответствующего спе­циалиста, а именно: межличностные отношения, эмоци­ональные внутриличностные (как глубинные, так и си­туативные) конфликты и переживания, проблемы соци­ализации (выбор профессии, создание семьи), пробле­мы персонализации (возрастные и экзистенциальные), то есть весь спектр эмоционально-смысловой жизни чело­века как общественного существа, наделенного психикой. По мнению М. К. Тутушкиной, психологическая помощь включает в себя психодиагностику, коррекцию развития, психотерапию, разнообразные тренинги, профилактику отклоняющегося поведения, профориентацию и т. д.

Содержание психологической помощи заключает­ся в обеспечении эмоциональной, смысловой и экзис­тенциальной поддержки человеку или сообществу в си­туациях затруднения, возникающих в ходе личностного и социального бытия. Психологическая помощь может включать в себя: психодиагностику (сообщение клиенту объективной психологической информации, ответствен­ность за достоверность и форму сообщения несет пси­холог), психологическая коррекция (организованное воз­действие на клиента с целью изменения показателей его активности и соответствии с возрастной нормой психи­ческого развития; разрабатывается индивидуальная про­грамма) , психологическое консультирование (помощь для психически нормальных людей для достижения ими це­лей личностного развития) и психотерапия (активное воздействие психотерапевта на личность клиента с це­лью восстановления или реконструкции психической реальности личности).

В глубинной основе психологической помощи обна­руживается свойственная различным уровням существо­вания материи способность к самоорганизации, структу­рированию. Тот же инстинкт помощи существует и у жи­вотных. В человеческом сообществе феномен помощи су­ществовал всегда, хотя в качестве социального института возник и оформился только к середине XX века, вызвав к жизни появление целого ряда новых профессионалов: со­циальный работник, психолог-консультант, психолог-пси­хотерапевт. И это уже помимо традиционных фигур свя­щенника, пастора, психиатра и психоаналитика.

2. Основная проблематика и особенности развития психологической помощи в современном мире

Анализ многочисленной литературы по проблема­тике «counseling» показывает, что нет буквально ни од­ной области человеческой    (личностной и общественной) жизни, в которой бы человек остался без чело­веческой помощи. Самый общий контент-анализ позво­ляет выделить следующие главные области применения психологической помощи: 1). Психическое (и духовное) развитие ребенка (преодоление Эдипова комплекса, удов­летворение эмоциональных запросов в обретении лич­ностной идентичности, помощь при эмоциональных трав­мах и выработка устойчивых моральных норм и др.). 2). Экзистенциальные и личностные проблемы подростка (кризис психологического отделения от родителей, иден­тификация подростка, неполноценность, борьба за лич­ностный и социальный статус и др.). 3). Брак и семья (добрачное консультирование, семейная и супружеская психотерапия, психологическая помощь незамужним и неженатым, разведенным, поддержка при вступлении в повторный брак). 4). Проблематика психического и лич­ностного здоровья (традиционная превентивная и теку­щая помощь при психическом и соматическом заболе­вании, душевном страдании, алкоголизме, конфликтах и т. п.). 5). Психологическая помощь умирающему и пси­хотерапия горя (почти совершенно отсутствующая сфе­ра деятельности в России). 6). Проблемы пожилого воз­раста. 7). Места заключения, больницы, казармы, сту­денческие городки (проблемы личности, общее психи­ческое состояние). 8). Психологическая помощь и под­держка в кризисных ситуациях (внезапная смерть, по­пытка суицида, изнасилование, измена, потеря любви и др.). 9). Школьное консультирование. 10). Профессио­нальное консультирование. 11). Психологическая помощь, относящаяся к кросс-культурной проблематике: пробле­мы в адаптации, преодоление этических предрассудков и стереотипов у эмигрантов, поддержка консультантов в работе с этническими меньшинствами. 12). Управлен­ческое консультирование.

3. Составляющие процесса, основные задачи, формы и модели психологической помощи

Ситуация общения клиента с психологом-консультантом включает такие составляющие: 1. Личность кли­ента и его переживания; 2. Личность психолога-консуль­танта (наставника) в единстве его самостных и функци­ональных образований; 3. Взаимоотношение между кли­ентом и психологом.

Саму ситуацию создают вполне определенные вне­шние обстоятельства, и это является причиной обраще­ния за психологической помощью. Если сопоставить ситуации обращения клиента к представителю другой профессии системы «человек-человек»: юристу, учите­лю, врачу, священнику, руководителю, даже официанту и ситуации обращения человеком за психологической помощью, мы увидим очень много различий. Обращаясь ко всем без исключения представителям иных коммуни­кационных профессий, клиент: а). Знает, чего он хочет; б). Осведомлен в той или иной мере о нормах взаимоот­ношений с представителем данной профессии; в). Дос­таточно хорошо понимает меру ответственности и огра­ничений свою и профессионала. Скажем, человек пони­мает и принимает заранее возможность того, что резуль­тат лечения не зависит исключительно от квалифика­ции врача и его рекомендаций даже при наличии самых необходимых медикаментов.

В области психологической помощи существуют впол­не определенные трудности, связанные как со специфи­кой профессии, так и с неопределенностью статуса и прерогатив психолога. Первая из трудностей состоит в том, что психолог работает не с ситуацией, а с пережива­нием, системой ценностей, отношений и состояний чело­века. Прояснение подлинных мотивов и жизненных смыс­лов человека может сделать излишней саму жизненную ситуацию, коль скоро она является производной от пси­хологической проблемы клиента. Если в других профес­сиях межличностные отношения играют лишь определен­ную роль, а' иногда никакой, не говоря уже о личностных достоинствах специалиста (например, официанта), то в консультативной ситуации именно характер, динамика, своеобразие межличностных отношений, личностные качества психолога, предъявляемые и не предъявляемые клиенту, но улавливаемые последним, играют определен­ную, главную роль в динамике процесса и в конечном итоге действенности психологической помощи.

В соответствии с ориентированностью помощи и ее характером А.А. Бодалев выделяет несколько моделей помощи человеку: педагогическую, диагностическую, социальную, медицинскую модель. Собственно психо­логическая (психотерапевтическая) модель описывает­ся так: причины личностных проблем или неблагополу­чия в жизни лежат либо в неадекватном взаимодействии с самим собой и с другими людьми, либо в личностных особенностях людей по общению. Данная модель рас­сматривает дисгармонии в отношениях между людьми и самим собой, использует не абстрактные знания науки, а закономерности человеческого бытия. Эта модель ис­пользуется прежде всего в работе психологов, психиат­ров, психотерапевтов. В нашей стране эта модель разра­батывалась прежде всего психиатрами и врачами-пси­хотерапевтами. Сопоставление психологической помо­щи и медицинского лечения не просто аналогия. В обе­их ситуациях изначально известен симптом страдания, который необходимо понять индивидуально, причем пси­хологическая помощь не сводится к использованию здра­вого смысла и житейского опыта, а основывается на об­щих закономерностях общения и структурирования пси­хики. Цель одна у обеих — избавление от страданий. Отличие же психологического лечения от медицинского кроется в двух основных особенностях: а) природа стра­даний — проблема недовольств, неудовлетворенностей — кроется не в телесных недугах, а в сфере общения, особенностях личности, в восприятии себя и ситуации и т. п.; б) природа воздействия также лежит в сфере пси­хологических процессов — в общении, специфике взаи­модействия, личностных установках общающихся. Ока­зание психологической помощи проводится в допуще­нии, что клиент — здоровый человек, изначально ответ­ственный за себя и свои поступки (А.А. Бодалев, В.В. Столин).

Основная задача психолога — вызвать переживания клиента, основанные на безоценочном отношении к психологической информации. В связи с этим Г. С. Аб­рамова выделяет четыре типа задач взаимодействия кли­ента с психологом. Во-первых, социальные задачи, когда человек оценивает свои переживания и психологичес­кую информацию о других людях, ориентируясь на со­циальные критерии и нормы («правильно — неправиль­но»). На этом этапе требуется изменение системы оценки клиента, что позволит увидеть (клиенту) цель с другой стороны, позволит отойти от шаблонного поведения и переживания. Во-вторых, этические задачи, когда кли­ент формулирует свое отношение к цели взаимодействия, заранее осуществляя выбор своего отношения («хоро­шо — плохо»). Психологу необходимо показать ограни­ченность оценочной шкалы, которая не дает возможно­сти клиенту анализировать динамичность психологичес­кой информации. В-третьих, нравственные задачи. Они связаны с ориентацией переживаний на критерии доб­ра и зла, которые требуют осуществления выбора. Не­обходимо показать клиенту условность этих критериев, подвести его к осознанию нетождественности этих кри­териев для разных людей. В-четвертых, собственно пси­хологические задачи. В общем виде они характеризуют­ся тем, что клиент ставит вопрос о значении той или иной информации, когда он открыт для освоения других форм поведения. Большую часть реальных клиентов со­ставляют люди, ориентирующиеся на социальные и эти­ческие задачи взаимодействия с психологом. Работа пси­холога-консультанта связана с тем, чтобы они совмест­но с клиентом переформулировали проблему в задачу психологическую, что позволяет действительно оказать помощь, а не ориентировать клиента в системе оценок, как в большинстве случаев предлагают сами клиенты.

4. Виды психологической помощи

Психологическая помощь может классифицировать­ся по разным показателям:

1) по времени действия: неотложная — необходима при сложных психических состояниях, возможности суицида, случаях насилия и т. д. Это чаще всего относится к компетенции службы доверия, телефона доверия; про­должительная — полезна при возникновении трудных жизненных ситуаций, психологических кризисов, кон­фликтов (психологические консультации);

2)  по направленности: прямая — направленная не­посредственно на клиента, на его обращение за помо­щью; откликающаяся — ответ на сложившуюся ситуа­цию и обращения людей из окружения клиента; упреж­дающая — в ответ на прогнозируемую неблагоприят­ную для человека ситуацию. Часто встречается в службе семьи.

3)  по пространственной организации: контактная, когда беседа происходит лицом к лицу клиента с психо­логом; дистантная, которая подразделяется на телефон­ную и письменную;

4)  по выполнению функций психологом: диагности­ческая — постановка психологического диагноза, состав­ление психологического портрета индивидуальности; диспетчерская — отправление к нужному специалисту: психотерапевту, психиатру   и т. п , информационная — сбор информации о клиенте, его семье, окружающих людях, социальных условиях; коррекционная; консульта­тивная; терапевтическая;

5)  по количеству участников: индивидуальная (осо­бенно когда по личностным, социальным или обществен­ным причинам групповая форма не представляется воз­можной); групповая (акцент делается на развивающей, обучающей программе или при необходимости социаль­ной поддержки);

6)  по вмешательству психолога: директивная — ука­зующая, дающая советы, как жить, недирективная — идущая за клиентом.

5. Определение понятия, цели, задачи психологического консультирования

Трудно дать четкое определение психологическому консультированию или однозначно указать сферы его применения, поскольку слово «консультирование» уже давно представляет родовое понятие для различных ви­дов консультативной практики. Так, фактически в лю­бой сфере, в которой используются психологические знания, в той или иной мере применяется консультиро­вание как одна из форм работы. Консультирование вклю­чает в себя и профконсультирование, и педагогическое, и промышленное, консультирование руководителей, и др. Консультативная психология представляет собой важ­ное самостоятельное направление психологической на­уки и практики, которое в настоящее время вышло из-под опеки психотерапии. Консультирование охватывает более широкий круг психологических проблем (направ­лено «вширь»), чем психотерапия (направлено «вглубь»). Консультирование и психотерапия ориентированы на разные этапы взаимодействия психолога и клиента. Пси­хотерапия — это долговременный процесс реконструк­ции личности, характеризующийся глубокими измене­ниями в ее структуре Консультирование — это прежде всего превентивная, упреждающая помощь, предотвра­щающая развитие нежелательных осложнений, в кото­рой особое значение имеет диагностика. Консультиро­вание отказывается от концепции болезни, то есть при­знает право человека на большую вариативность пове­денческих реакций и психических состояний как здоро­вых, а не болезненных проявлений. Основной функци­ей психолога-консультанта является предоставление кли­енту необходимой психологической информации, сти­мулирование его активности работы над собой, что яв­ляется одной из задач психотерапии. Подготовка кон­сультанта не ориентирована на глубокое освоение мето­дов психотерапии. Рядом авторов отмечается, что пси­хологическое консультирование — это «первичная пси­хотерапия» (П. П. Горностай, С. В. Васьковская) или «на­чальный этап психотерапии» (В. Ю. Меновщиков). Так­же отмечается функция психолога-консультанта как по­средника между клиентом и психотерапевтом.

Цель психологического консультирования — куль­турно-продуктивная личность, обладающая чувством пер­спективы, действующая осознанно, способная разраба­тывать различные стратегии поведения и способная ана­лизировать ситуацию с различных точек зрения. Разго­вор с психологом должен помочь человеку в решении проблем и налаживании межличностных отношений с окружающими. В целом эффективность консультатив­ного процесса связывают с личностным продвижением и ростом. По мнению Скалли и Хопсона, существует три основных цели консультирования: помощь другим в их самоусилении, личностное развитие клиента и создание здоровых микро- и макросистем для функционирования индивидуумов. При этом они настаивают, что главной является вторая цель, и в этом видят залог эффективно­сти консультирования.

В процессе консультирования психолог, как прави­ло, решает такие задачи: 1) помогает клиенту сориенти­роваться в собственных проблемах, найти направление, в котором следует искать выход из затруднительной си­туации; 2) актуализирует психические силы и способ­ности клиента, способствующие нахождению новых воз­можностей решения проблем. Соответственно консуль­тативная беседа имеет два аспекта: диагностический и психотерапевтический. Для решения диагностической задачи психологу нужно осуществить всесторонний ана­лиз необходимой информации о клиенте и его ситуации и определить (идентифицировать) проблемы, заставив­шие обратиться за помощью. В первую очередь выясня­ются причины и источники развития проблем клиента. Терапевтическая задача — это собственно процесс реа­лизации психологической помощи с использованием спе­циальных приемов и техник. Он включает психологи­ческую поддержку, оптимизацию психического состоя­ния и актуализацию психологических ресурсов клиен­та, эффективность которых будет намного выше, если терапевтическая коррекционная работа опирается на результаты решения диагностической задачи, помогающей установить оптимальные формы помощи, адекватной именно для этого случая.

Схема деятельности консультанта в общем виде выглядит так: выявление проблемы — диагноз — анализ фактов — план вмешательства — вмешательство в виде консультирования — оценка результатов совместной де­ятельности консультанта и клиента.

6. Типы и уровни психологического консультирования

К классификации психологического консультирова­ния можно подходить, опираясь на разные критерии. Так, взяв в качестве классификационного критерия возраст, мы должны прежде всего рассмотреть возрастную пе­риодизацию, принятую в России: младенчество (от рож­дения до 1-го года); преддршкольное детство (1-3 года); дошкольное детство (3-6 лет); младший школьный воз­раст (6-10 лет); подростковый возраст (10 - 15 лет); юность: I период (старший школьный возраст 15 - 17 лет), II период (17 - 21 год); зрелый возраст: I период (21 - 35 лет), II период (35 - 60 лет); пожилой возраст (60 - 75 лет); старческий (75 - 90 лет); долгожители (90 лет и выше). Следует отметить, что категория возраста, при­меняемая в консультировании, может говорить о двух разных лицах. Во-первых, обозначать возраст клиента, во-вторых, возраст лица, по поводу которого клиент об­ратился. Консультирование ребенка в возрасте до 15 лет бессмысленно: он еще не может отвечать за себя и быть продуктивной личностью. Более того, сама личность еще не сформирована, а следовательно, к детям применима не консультативная, а психотерапевтическая или психо-коррекционная помощь. В пожилом возрасте консуль­тирование с каждым годом утрачивает результативность, так как меняются потребности, соответствующие возра­сту, и сама личность, человек все меньше может отве­чать за себя сам, все ниже его собственная продуктив­ность.

Другой категорией, служащей основанием для класси­фикации консультативного процесса, является пространство, то есть пространственная организация консультации. С этой точки зрения можно выделить два вида консультирования: очное и заочное (телефонное и письменное).

Следующее основание для классификации должно учитывать количество клиентов, одновременно консуль­тируемых одним консультантом. По этому критерию консультация может быть, во-первых, индивидуальной, во-вторых, групповой. Причем под последней следует понимать беседу психолога с двумя и более клиентами, так как в ряде социально-психологических работ объе­динение двух, а тем более трех человек уже именуется малой группой (хотя вопрос о нижних количественных границах малой группы остается дискуссионным).

Иная классификация консультирования может быть построена на основе сферы приложения, и могут быть выделены следующие виды психологического консуль­тирования: школьное, профессиональное, семейное, суп­ружеское консультирование, а также ориентированное на проблемы личности и другие.

Можно разделить виды консультирования по прин­ципу показаний: развивающее консультирование в про­тивоположность экспресс-консультированию в ситуации кризиса, переживаемого клиентом.

Уровни консультирования зависят от степени вме­шательства консультанта в жизнь клиента или группы. В практической психологии выделяют следующие уровни консультирования: 1. Индивидуальное развитие и изме­нение (на этом уровне проводится индивидуальная кон­сультация с психодиагностикой и коррекцией с целью оптимизации жизнедеятельности клиента). 2. Оптимиза­ция межличностных отношений (может проводиться груп­повая консультация с элементами тренинга). 3. Органи­зационное развитие (управленческое консультирование).

7. Принципы психологического консультирования

Во многих профессиях существуют свои принципы и требования, реализация которых является обязатель­ным для специалистов. В ряде стран мира существуют этические кодексы психолога. Существуют определен­ные принципы поведения психолога-консультанта, сле­дование которым не только обеспечивает этичность про­фессиональной деятельности, но и является залогом ус­пешности психологического воздействия.

Рассмотрим принципы, выделенные П. П. Горностаем и С. В. Васьковской, которые разработали «проблемный подход», изучающий деятельность психолога в зависимос­ти от характера конкретных психологических проблем.

1.  Принцип причинности. Психолог стремится ра­зобраться в причинах и механизмах проблемы клиента, а не «борется» с их внешними проявлениями. Принцип не всегда является универсальным, например, в гештальт-терапии главным становится принцип «здесь и сейчас», и этот путь эффективен в ряде случаев. В проблемном анализе возможно прогнозирование ситуации в будущем.

2.  Консультативный альянс — высокий уровень от­крытости и доверия.

3.  Проблемная диагностика — это процесс выявле­ния характера и причин психологических трудностей, иногда с применением диагностических методик для адекватной постановки гипотезы.

4.  Условие эффективности: а) нестандартный под­ход, так как одинаковых случаев не бывает; б) ориента­ция на понимание, то есть говорить на языке клиента; в) ориентация на установки клиента; г) использование ре­комендаций и директив исключительно для определен­ных ситуаций (например, консультирование по вопросу воспитания ребенка, выходу из конфликтной ситуации, налаживанию гармоничного взаимодействия); форма рекомендации должна быть нейтральной, из которой выводы должен сделать сам клиент, где «совет срабаты­вает как внушение, приводящее человека к самостоя­тельному решению» (Р. Мэй);   д) избежание излишней оригинальности, то есть использование проверенных и целесообразных методов; е) формирование доверительных отношений всеми возможными способами; ж) под­держание мотивации долговременной работы: предуп­реждение в начале первой беседы о целесообразности повторных встреч; фиксирование внимания на положи­тельном эффекте уже на первой встрече; формулирова­ние нерешенных задач, которые предстоит решить в дальнейшем; ориентация на постепенность изменений в личности клиента; формирование положительного эмо­ционального отношения к консультации;

5.  Психологическое посредничество, то есть пози­ция «третейского судьи» для помощи сторонам нахож­дения компромисса.

6.  Неманипулятивный подход — стимуляция клиен­та к принятию собственного решения. Директивная мо­дель психологической помощи придерживается другой точки зрения, но недирективная модель ближе к основ­ной идеи консультации, заключающейся в развитии кли­ентом своих психологических потенций.

7.  Принцип безоценочного принятия, когда «психо­лог и его клиент сливаются в одно психическое целое» (Р. Мэй).

8.  Принцип профессионализма — адекватное фор­мирование психологической задачи и несоздавание у кли­ента иллюзий своего (психолога) всемогущества. Необ­ходимо переориентировать запрос в сторону возможно­го, а если надо, раскрыть компенсаторные возможности человека и т. д.

9.  Ориентация клиента на самого себя. Локус конт­роля должен быть внутренний, а не внешний.

10.  Фиксирование результатов консультации, что помогает лучше анализировать проблему, концентриро­ваться на нюансах, учит психолога профессиональной саморефлексии.

8. Теоретические основы психологического

консультирования и механизмы психологического

воздействия

Необходимо отметить связь между позицией психолога-консультанта и теоретическим подходом, которым он пользуется в своей практике. Под термином позиция могут пониматься разные вещи. С одной стороны, пози­ция предполагает содержание действий консультанта, с другой — эмоциональный тон этих действий. Позиции, обусловленные содержанием, могут быть описаны сле­дующим образом: 1. Консультант-советчик — дает кли­енту прямые советы; 2. Консультант-помощник — ока­зывает помощь клиенту в нахождении инсайта, в актуа­лизации внутренних резервов и т.п.; 3. Консультант-экс­перт — показывает клиенту возможные варианты ре­шения проблемной ситуации, оценивает их совместно с клиентом и помогает ему выбрать наиболее адекватные.

Позиции одного и того же консультанта могут ме­няться как при работе с различными клиентами, так и в ходе одной консультации, если последняя того требует.

Принимая во внимание эмоциональный тон действий консультанта, что связано с действиями психолога в ди­рективном, недирективном и промежуточном подходах, можно описать позиции взаимодействующих в ситуа­ции индивидуального консультирования: 1. Взаимодей­ствие на равных; 2. Взаимодействие с позиции «сверху»; 3. Взаимодействие с позиции «снизу» (Г.С. Абрамова).

Помимо этого встречается в литературе такой ре­пертуар ролей психолога-консультанта, как терпеливый слушатель, «жилетка», в которую можно поплакаться; умный аналитик; знаток психологических закономерно­стей; духовный наставник; «врачеватель души»; совет­ник; умелый фасилитатор.

Одной из главных составляющих позиций является обобщенная теория или содержание научных знаний практического психолога. Остановимся на краткой ха­рактеристике возможных подходов к практике психоло­гического консультирования, сложившихся в настоящее время в психологии, взяв за основу ее основные направ­ления: глубинная психология — психоанализ (3. Фрейд), индивидуальная психология (А. Адлер), аналитическая психология (К. Юнг), транзактный анализ (Э. Берн) и др.; бихевиоральное направление — социальное науче­ние, тренинг социальной компетентности; самообучение; когнитивная терапия; рационально-эмоциональная терапия (А. Эоллис) и др.; гуманистическое направление — гештальттерапия (Р. Перлз), групповая терапия (К. Роджерс), логотерапия (В. Франкл), психодрама (Дж.Морено).

Выделим основные понятия, используемые в каж­дом направлении, и основные методы воздействия на клиента (по Г.С. Абрамовой).

1)  Глубинная психология, или психодинамическая те­ория 3. Фрейда существует во множестве модификаций последователями А. Адлера, Э. Эриксона, Э. Фромма, К. Хорни, К. Юнга, В. Райха. Главной задачей психоана­лиза является выявление и изучение подсознательной сферы, которая управляет человеком, а целью — чтобы клиент осознал свои подсознательные процессы и на­учился воздействовать на них, преодолеть стереотипич-ность поведения и мышления, которая определяется про­шлым. Также задачей является сохранение баланса меж­ду внешними (социальными) и внутренними силами, дей­ствующими на личность. Распознавание эмоциональных и поведенческих стереотипов можно произвести через изучение защитных механизмов личности. В процессе интервью психолог, работающий на основе психодина­мической теории, использует основную технику — сво­бодное ассоциирование, анализ символов повседневно­сти; анализ ошибок, описок, обмолвок клиента, которые рассказывают подсознательные чувства клиента («Фрей­довская ошибка»); анализ сновидений; анализ сопротив­ления как проявления более широкого механизма вы­теснения; анализ содержания переноса клиента.

2)  Бихевиоральное направление в психологическом консультировании состоит в том, чтобы дать клиенту контроль над своими действиями, вызвать конкретные перемены его поведения (Э.Ч. Толмен, К.Л. Халл, Д. Уот-сон и Б. Скиннер). Делается акцент на том, что окружа­ющая среда воздействует на личность человека. Психо­лог вместе с клиентом пытается вмешаться в жизнен­ные условия клиента с целью их изменения. Это строит­ся на следующих основных составляющих бихевиоральной психологии: 1. Поощряется активность клиента. 2. Определяется проблема клиента через операционализа-цию поведения (перевод неясных слов в конкретные, на­блюдаемые действия). 3. Понимание контекста пробле­мы через функциональный анализ (причинно-следствен­ные связи). 4. Установление социально важных целей для клиента (конкретный план действий). Также исполь­зуются процедуры изменения: а) тренировка настойчи­вости (помогает преодолеть беспомощность и неадекват­ность) через вопросы, ролевые игры, перечисление аль­тернатив для принятия решения; б) тренировка релакса­ции (целенаправленное уменьшение тревожности, осно­ванное на обучении глубокой релаксации, построении иерархии страхов и увязывание объекта тревоги с этой иерархией на фоне упражнений на релаксацию); в) мо­делирование поведения и поощрение за желаемое пове­дение в сочетании с ведением записей; г) поддержка у клиента нужного поведения — предотвращение рециди­вов, что дает контроль за собственным поведением. Стра­тегии предотвращения рецидивов разделяются по следу­ющим категориям: предвидение трудных ситуаций, регу­лирование мыслей и чувств, выявление нужных дополни­тельных навыков, выстраивание благоприятных последо­вательностей. Техника предотвращения рецидива важна не только для психологии бихевиоризма. Проблема реци­дивов существует в работе психологов всех направлений, решение ее психологами-бихевиористами заслуживает огромного внимания всех практических психологов.

3) Гуманистическое направление в психологии (К. Роджерс, Ф. Перлз, В. Фрапнкл, Морено). Основная методологическая позиция состоит в том, что предназ­начение человека — жить и действовать, определяя свою судьбу, сосредоточение контроля и решений находится внутри самого человека, а не в его окружении; изна­чальное наличие в человеке стремления к максимальной социальной самоактуализации, росту личности. Задача клиента и психолога состоит в том, чтобы как можно полнее понять мир клиента и поддержать его во время принятия ответственного решения с помощью «творчес­кого, активного, чувственного, точного, эмпатического, не судящего слушания» (К. Роджерс). Основное поня­тие, с которым работают психологи данного направле­ния, — мироощущение конкретного клиента. Психолог должен уметь работать с противоречием реального и иде­ального образа «Я», быть конгруэнтным и безоценочным.

Особое место занимает гештальттерапия, отличаю­щаяся разнообразием техник: восприятие «здесь и те­перь», директивность; речевые изменения; метод пусто­го кресла: беседы с частью своего «Я»; диалог «верхней собаки» — авторитарный, директивный и «нижней со­баки» — пассивный с чувством вины, ищущий проще­ния; фиксированное ощущение; работа со снами.

Кроме того, благодаря работам В. Франкла в гумани­стической психологии используются техники перемены отношения; парадоксальные интенции; переключение; метод убеждений (призыва). Осуществление этих техник требует от психолога красноречия, точности словесных формулировок, ориентации на мироощущение клиента.

Из экспериментального исследования, касающего­ся того, какими теориями пользуются в своей работе отечественные психологи-практики и насколько они это осознают, проведенного А. Ф. Бондаренко, сделаны вы­воды, что наиболее мощными являются: эклектика; геш­тальттерапия; личностно-ориентированная терапия К. Роджерса; поведенческая психотерапия. Менее рас­пространенными оказались экзистенциальная психоте­рапия, транзактный анализ, адлеровская психотерапия, рациональная-эмотивная психотерапия. Наиболее «сла­бым» оказался психоанализ, а психотерапия здравым смыслом вообще была не отмечена. Подтвердилось пред­положение, что достижение адекватной профессиональ­ной идентичности психолога, психотерапевта снижает тревожность, повышает личностный потенциал.

Основным методом психологического консультиро­вания является интервью, так как оно является ситуаци­ей принятия психологом профессиональных р… Продолжение »

Создать бесплатный сайт с uCoz