Психологическое консультирование в структуре психологической помощи Обзор консультативной психологии 1. Определение понятия психологической помощи Психологическая помощь — это емкое понятие, содержание которого включает в себя многообразие теорий и практик, варьирующихся от специфического применения такого метода, как глубинное интервью, до многообразных техник социально-психологического тренинга, понятий и методов медицинской психотерапии, без которых отношения психолога-консультанта и его клиента могут легко разрушиться, а сама психологическая помощь — превратиться в простое выражение сочувствия или морализаторство. Понятие «психологическая помощь» отражает некоторую реальность, некую психосоциальную практику, полем деятельности в которой является совокупность вопросов, затруднений и проблем, относящихся к психической жизни человека. Областью деятельности соответствующего специалиста является широкий крут проблем, в которых отражаются как особенности психической жизни человека — социального существа, так и особенности сообщества, в котором отражается психологическая специфика его функционирования. Психологическая помощь есть область и способ деятельности, предназначенные для содействия человеку и сообществу в решении широкого крута проблем, порождаемых душевной жизнью человека в социуме. Понимание проблематики психологической помощи связано с пониманием психики как такого пространства (уровни, способы) человеческого бытия, многообразия и многогранность которого и определяют совокупность проблем в деятельности соответствующего специалиста, а именно: межличностные отношения, эмоциональные внутриличностные (как глубинные, так и ситуативные) конфликты и переживания, проблемы социализации (выбор профессии, создание семьи), проблемы персонализации (возрастные и экзистенциальные), то есть весь спектр эмоционально-смысловой жизни человека как общественного существа, наделенного психикой. По мнению М. К. Тутушкиной, психологическая помощь включает в себя психодиагностику, коррекцию развития, психотерапию, разнообразные тренинги, профилактику отклоняющегося поведения, профориентацию и т. д. Содержание психологической помощи заключается в обеспечении эмоциональной, смысловой и экзистенциальной поддержки человеку или сообществу в ситуациях затруднения, возникающих в ходе личностного и социального бытия. Психологическая помощь может включать в себя: психодиагностику (сообщение клиенту объективной психологической информации, ответственность за достоверность и форму сообщения несет психолог), психологическая коррекция (организованное воздействие на клиента с целью изменения показателей его активности и соответствии с возрастной нормой психического развития; разрабатывается индивидуальная программа) , психологическое консультирование (помощь для психически нормальных людей для достижения ими целей личностного развития) и психотерапия (активное воздействие психотерапевта на личность клиента с целью восстановления или реконструкции психической реальности личности). В глубинной основе психологической помощи обнаруживается свойственная различным уровням существования материи способность к самоорганизации, структурированию. Тот же инстинкт помощи существует и у животных. В человеческом сообществе феномен помощи существовал всегда, хотя в качестве социального института возник и оформился только к середине XX века, вызвав к жизни появление целого ряда новых профессионалов: социальный работник, психолог-консультант, психолог-психотерапевт. И это уже помимо традиционных фигур священника, пастора, психиатра и психоаналитика. 2. Основная проблематика и особенности развития психологической помощи в современном мире Анализ многочисленной литературы по проблематике «counseling» показывает, что нет буквально ни одной области человеческой (личностной и общественной) жизни, в которой бы человек остался без человеческой помощи. Самый общий контент-анализ позволяет выделить следующие главные области применения психологической помощи: 1). Психическое (и духовное) развитие ребенка (преодоление Эдипова комплекса, удовлетворение эмоциональных запросов в обретении личностной идентичности, помощь при эмоциональных травмах и выработка устойчивых моральных норм и др.). 2). Экзистенциальные и личностные проблемы подростка (кризис психологического отделения от родителей, идентификация подростка, неполноценность, борьба за личностный и социальный статус и др.). 3). Брак и семья (добрачное консультирование, семейная и супружеская психотерапия, психологическая помощь незамужним и неженатым, разведенным, поддержка при вступлении в повторный брак). 4). Проблематика психического и личностного здоровья (традиционная превентивная и текущая помощь при психическом и соматическом заболевании, душевном страдании, алкоголизме, конфликтах и т. п.). 5). Психологическая помощь умирающему и психотерапия горя (почти совершенно отсутствующая сфера деятельности в России). 6). Проблемы пожилого возраста. 7). Места заключения, больницы, казармы, студенческие городки (проблемы личности, общее психическое состояние). 8). Психологическая помощь и поддержка в кризисных ситуациях (внезапная смерть, попытка суицида, изнасилование, измена, потеря любви и др.). 9). Школьное консультирование. 10). Профессиональное консультирование. 11). Психологическая помощь, относящаяся к кросс-культурной проблематике: проблемы в адаптации, преодоление этических предрассудков и стереотипов у эмигрантов, поддержка консультантов в работе с этническими меньшинствами. 12). Управленческое консультирование. 3. Составляющие процесса, основные задачи, формы и модели психологической помощи Ситуация общения клиента с психологом-консультантом включает такие составляющие: 1. Личность клиента и его переживания; 2. Личность психолога-консультанта (наставника) в единстве его самостных и функциональных образований; 3. Взаимоотношение между клиентом и психологом. Саму ситуацию создают вполне определенные внешние обстоятельства, и это является причиной обращения за психологической помощью. Если сопоставить ситуации обращения клиента к представителю другой профессии системы «человек-человек»: юристу, учителю, врачу, священнику, руководителю, даже официанту и ситуации обращения человеком за психологической помощью, мы увидим очень много различий. Обращаясь ко всем без исключения представителям иных коммуникационных профессий, клиент: а). Знает, чего он хочет; б). Осведомлен в той или иной мере о нормах взаимоотношений с представителем данной профессии; в). Достаточно хорошо понимает меру ответственности и ограничений свою и профессионала. Скажем, человек понимает и принимает заранее возможность того, что результат лечения не зависит исключительно от квалификации врача и его рекомендаций даже при наличии самых необходимых медикаментов. В области психологической помощи существуют вполне определенные трудности, связанные как со спецификой профессии, так и с неопределенностью статуса и прерогатив психолога. Первая из трудностей состоит в том, что психолог работает не с ситуацией, а с переживанием, системой ценностей, отношений и состояний человека. Прояснение подлинных мотивов и жизненных смыслов человека может сделать излишней саму жизненную ситуацию, коль скоро она является производной от психологической проблемы клиента. Если в других профессиях межличностные отношения играют лишь определенную роль, а' иногда никакой, не говоря уже о личностных достоинствах специалиста (например, официанта), то в консультативной ситуации именно характер, динамика, своеобразие межличностных отношений, личностные качества психолога, предъявляемые и не предъявляемые клиенту, но улавливаемые последним, играют определенную, главную роль в динамике процесса и в конечном итоге действенности психологической помощи. В соответствии с ориентированностью помощи и ее характером А.А. Бодалев выделяет несколько моделей помощи человеку: педагогическую, диагностическую, социальную, медицинскую модель. Собственно психологическая (психотерапевтическая) модель описывается так: причины личностных проблем или неблагополучия в жизни лежат либо в неадекватном взаимодействии с самим собой и с другими людьми, либо в личностных особенностях людей по общению. Данная модель рассматривает дисгармонии в отношениях между людьми и самим собой, использует не абстрактные знания науки, а закономерности человеческого бытия. Эта модель используется прежде всего в работе психологов, психиатров, психотерапевтов. В нашей стране эта модель разрабатывалась прежде всего психиатрами и врачами-психотерапевтами. Сопоставление психологической помощи и медицинского лечения не просто аналогия. В обеих ситуациях изначально известен симптом страдания, который необходимо понять индивидуально, причем психологическая помощь не сводится к использованию здравого смысла и житейского опыта, а основывается на общих закономерностях общения и структурирования психики. Цель одна у обеих — избавление от страданий. Отличие же психологического лечения от медицинского кроется в двух основных особенностях: а) природа страданий — проблема недовольств, неудовлетворенностей — кроется не в телесных недугах, а в сфере общения, особенностях личности, в восприятии себя и ситуации и т. п.; б) природа воздействия также лежит в сфере психологических процессов — в общении, специфике взаимодействия, личностных установках общающихся. Оказание психологической помощи проводится в допущении, что клиент — здоровый человек, изначально ответственный за себя и свои поступки (А.А. Бодалев, В.В. Столин). Основная задача психолога — вызвать переживания клиента, основанные на безоценочном отношении к психологической информации. В связи с этим Г. С. Абрамова выделяет четыре типа задач взаимодействия клиента с психологом. Во-первых, социальные задачи, когда человек оценивает свои переживания и психологическую информацию о других людях, ориентируясь на социальные критерии и нормы («правильно — неправильно»). На этом этапе требуется изменение системы оценки клиента, что позволит увидеть (клиенту) цель с другой стороны, позволит отойти от шаблонного поведения и переживания. Во-вторых, этические задачи, когда клиент формулирует свое отношение к цели взаимодействия, заранее осуществляя выбор своего отношения («хорошо — плохо»). Психологу необходимо показать ограниченность оценочной шкалы, которая не дает возможности клиенту анализировать динамичность психологической информации. В-третьих, нравственные задачи. Они связаны с ориентацией переживаний на критерии добра и зла, которые требуют осуществления выбора. Необходимо показать клиенту условность этих критериев, подвести его к осознанию нетождественности этих критериев для разных людей. В-четвертых, собственно психологические задачи. В общем виде они характеризуются тем, что клиент ставит вопрос о значении той или иной информации, когда он открыт для освоения других форм поведения. Большую часть реальных клиентов составляют люди, ориентирующиеся на социальные и этические задачи взаимодействия с психологом. Работа психолога-консультанта связана с тем, чтобы они совместно с клиентом переформулировали проблему в задачу психологическую, что позволяет действительно оказать помощь, а не ориентировать клиента в системе оценок, как в большинстве случаев предлагают сами клиенты. 4. Виды психологической помощи Психологическая помощь может классифицироваться по разным показателям: 1) по времени действия: неотложная — необходима при сложных психических состояниях, возможности суицида, случаях насилия и т. д. Это чаще всего относится к компетенции службы доверия, телефона доверия; продолжительная — полезна при возникновении трудных жизненных ситуаций, психологических кризисов, конфликтов (психологические консультации); 2) по направленности: прямая — направленная непосредственно на клиента, на его обращение за помощью; откликающаяся — ответ на сложившуюся ситуацию и обращения людей из окружения клиента; упреждающая — в ответ на прогнозируемую неблагоприятную для человека ситуацию. Часто встречается в службе семьи. 3) по пространственной организации: контактная, когда беседа происходит лицом к лицу клиента с психологом; дистантная, которая подразделяется на телефонную и письменную; 4) по выполнению функций психологом: диагностическая — постановка психологического диагноза, составление психологического портрета индивидуальности; диспетчерская — отправление к нужному специалисту: психотерапевту, психиатру и т. п , информационная — сбор информации о клиенте, его семье, окружающих людях, социальных условиях; коррекционная; консультативная; терапевтическая; 5) по количеству участников: индивидуальная (особенно когда по личностным, социальным или общественным причинам групповая форма не представляется возможной); групповая (акцент делается на развивающей, обучающей программе или при необходимости социальной поддержки); 6) по вмешательству психолога: директивная — указующая, дающая советы, как жить, недирективная — идущая за клиентом. 5. Определение понятия, цели, задачи психологического консультирования Трудно дать четкое определение психологическому консультированию или однозначно указать сферы его применения, поскольку слово «консультирование» уже давно представляет родовое понятие для различных видов консультативной практики. Так, фактически в любой сфере, в которой используются психологические знания, в той или иной мере применяется консультирование как одна из форм работы. Консультирование включает в себя и профконсультирование, и педагогическое, и промышленное, консультирование руководителей, и др. Консультативная психология представляет собой важное самостоятельное направление психологической науки и практики, которое в настоящее время вышло из-под опеки психотерапии. Консультирование охватывает более широкий круг психологических проблем (направлено «вширь»), чем психотерапия (направлено «вглубь»). Консультирование и психотерапия ориентированы на разные этапы взаимодействия психолога и клиента. Психотерапия — это долговременный процесс реконструкции личности, характеризующийся глубокими изменениями в ее структуре Консультирование — это прежде всего превентивная, упреждающая помощь, предотвращающая развитие нежелательных осложнений, в которой особое значение имеет диагностика. Консультирование отказывается от концепции болезни, то есть признает право человека на большую вариативность поведенческих реакций и психических состояний как здоровых, а не болезненных проявлений. Основной функцией психолога-консультанта является предоставление клиенту необходимой психологической информации, стимулирование его активности работы над собой, что является одной из задач психотерапии. Подготовка консультанта не ориентирована на глубокое освоение методов психотерапии. Рядом авторов отмечается, что психологическое консультирование — это «первичная психотерапия» (П. П. Горностай, С. В. Васьковская) или «начальный этап психотерапии» (В. Ю. Меновщиков). Также отмечается функция психолога-консультанта как посредника между клиентом и психотерапевтом. Цель психологического консультирования — культурно-продуктивная личность, обладающая чувством перспективы, действующая осознанно, способная разрабатывать различные стратегии поведения и способная анализировать ситуацию с различных точек зрения. Разговор с психологом должен помочь человеку в решении проблем и налаживании межличностных отношений с окружающими. В целом эффективность консультативного процесса связывают с личностным продвижением и ростом. По мнению Скалли и Хопсона, существует три основных цели консультирования: помощь другим в их самоусилении, личностное развитие клиента и создание здоровых микро- и макросистем для функционирования индивидуумов. При этом они настаивают, что главной является вторая цель, и в этом видят залог эффективности консультирования. В процессе консультирования психолог, как правило, решает такие задачи: 1) помогает клиенту сориентироваться в собственных проблемах, найти направление, в котором следует искать выход из затруднительной ситуации; 2) актуализирует психические силы и способности клиента, способствующие нахождению новых возможностей решения проблем. Соответственно консультативная беседа имеет два аспекта: диагностический и психотерапевтический. Для решения диагностической задачи психологу нужно осуществить всесторонний анализ необходимой информации о клиенте и его ситуации и определить (идентифицировать) проблемы, заставившие обратиться за помощью. В первую очередь выясняются причины и источники развития проблем клиента. Терапевтическая задача — это собственно процесс реализации психологической помощи с использованием специальных приемов и техник. Он включает психологическую поддержку, оптимизацию психического состояния и актуализацию психологических ресурсов клиента, эффективность которых будет намного выше, если терапевтическая коррекционная работа опирается на результаты решения диагностической задачи, помогающей установить оптимальные формы помощи, адекватной именно для этого случая. Схема деятельности консультанта в общем виде выглядит так: выявление проблемы — диагноз — анализ фактов — план вмешательства — вмешательство в виде консультирования — оценка результатов совместной деятельности консультанта и клиента. 6. Типы и уровни психологического консультирования К классификации психологического консультирования можно подходить, опираясь на разные критерии. Так, взяв в качестве классификационного критерия возраст, мы должны прежде всего рассмотреть возрастную периодизацию, принятую в России: младенчество (от рождения до 1-го года); преддршкольное детство (1-3 года); дошкольное детство (3-6 лет); младший школьный возраст (6-10 лет); подростковый возраст (10 - 15 лет); юность: I период (старший школьный возраст 15 - 17 лет), II период (17 - 21 год); зрелый возраст: I период (21 - 35 лет), II период (35 - 60 лет); пожилой возраст (60 - 75 лет); старческий (75 - 90 лет); долгожители (90 лет и выше). Следует отметить, что категория возраста, применяемая в консультировании, может говорить о двух разных лицах. Во-первых, обозначать возраст клиента, во-вторых, возраст лица, по поводу которого клиент обратился. Консультирование ребенка в возрасте до 15 лет бессмысленно: он еще не может отвечать за себя и быть продуктивной личностью. Более того, сама личность еще не сформирована, а следовательно, к детям применима не консультативная, а психотерапевтическая или психо-коррекционная помощь. В пожилом возрасте консультирование с каждым годом утрачивает результативность, так как меняются потребности, соответствующие возрасту, и сама личность, человек все меньше может отвечать за себя сам, все ниже его собственная продуктивность. Другой категорией, служащей основанием для классификации консультативного процесса, является пространство, то есть пространственная организация консультации. С этой точки зрения можно выделить два вида консультирования: очное и заочное (телефонное и письменное). Следующее основание для классификации должно учитывать количество клиентов, одновременно консультируемых одним консультантом. По этому критерию консультация может быть, во-первых, индивидуальной, во-вторых, групповой. Причем под последней следует понимать беседу психолога с двумя и более клиентами, так как в ряде социально-психологических работ объединение двух, а тем более трех человек уже именуется малой группой (хотя вопрос о нижних количественных границах малой группы остается дискуссионным). Иная классификация консультирования может быть построена на основе сферы приложения, и могут быть выделены следующие виды психологического консультирования: школьное, профессиональное, семейное, супружеское консультирование, а также ориентированное на проблемы личности и другие. Можно разделить виды консультирования по принципу показаний: развивающее консультирование в противоположность экспресс-консультированию в ситуации кризиса, переживаемого клиентом. Уровни консультирования зависят от степени вмешательства консультанта в жизнь клиента или группы. В практической психологии выделяют следующие уровни консультирования: 1. Индивидуальное развитие и изменение (на этом уровне проводится индивидуальная консультация с психодиагностикой и коррекцией с целью оптимизации жизнедеятельности клиента). 2. Оптимизация межличностных отношений (может проводиться групповая консультация с элементами тренинга). 3. Организационное развитие (управленческое консультирование). 7. Принципы психологического консультирования Во многих профессиях существуют свои принципы и требования, реализация которых является обязательным для специалистов. В ряде стран мира существуют этические кодексы психолога. Существуют определенные принципы поведения психолога-консультанта, следование которым не только обеспечивает этичность профессиональной деятельности, но и является залогом успешности психологического воздействия. Рассмотрим принципы, выделенные П. П. Горностаем и С. В. Васьковской, которые разработали «проблемный подход», изучающий деятельность психолога в зависимости от характера конкретных психологических проблем. 1. Принцип причинности. Психолог стремится разобраться в причинах и механизмах проблемы клиента, а не «борется» с их внешними проявлениями. Принцип не всегда является универсальным, например, в гештальт-терапии главным становится принцип «здесь и сейчас», и этот путь эффективен в ряде случаев. В проблемном анализе возможно прогнозирование ситуации в будущем. 2. Консультативный альянс — высокий уровень открытости и доверия. 3. Проблемная диагностика — это процесс выявления характера и причин психологических трудностей, иногда с применением диагностических методик для адекватной постановки гипотезы. 4. Условие эффективности: а) нестандартный подход, так как одинаковых случаев не бывает; б) ориентация на понимание, то есть говорить на языке клиента; в) ориентация на установки клиента; г) использование рекомендаций и директив исключительно для определенных ситуаций (например, консультирование по вопросу воспитания ребенка, выходу из конфликтной ситуации, налаживанию гармоничного взаимодействия); форма рекомендации должна быть нейтральной, из которой выводы должен сделать сам клиент, где «совет срабатывает как внушение, приводящее человека к самостоятельному решению» (Р. Мэй); д) избежание излишней оригинальности, то есть использование проверенных и целесообразных методов; е) формирование доверительных отношений всеми возможными способами; ж) поддержание мотивации долговременной работы: предупреждение в начале первой беседы о целесообразности повторных встреч; фиксирование внимания на положительном эффекте уже на первой встрече; формулирование нерешенных задач, которые предстоит решить в дальнейшем; ориентация на постепенность изменений в личности клиента; формирование положительного эмоционального отношения к консультации; 5. Психологическое посредничество, то есть позиция «третейского судьи» для помощи сторонам нахождения компромисса. 6. Неманипулятивный подход — стимуляция клиента к принятию собственного решения. Директивная модель психологической помощи придерживается другой точки зрения, но недирективная модель ближе к основной идеи консультации, заключающейся в развитии клиентом своих психологических потенций. 7. Принцип безоценочного принятия, когда «психолог и его клиент сливаются в одно психическое целое» (Р. Мэй). 8. Принцип профессионализма — адекватное формирование психологической задачи и несоздавание у клиента иллюзий своего (психолога) всемогущества. Необходимо переориентировать запрос в сторону возможного, а если надо, раскрыть компенсаторные возможности человека и т. д. 9. Ориентация клиента на самого себя. Локус контроля должен быть внутренний, а не внешний. 10. Фиксирование результатов консультации, что помогает лучше анализировать проблему, концентрироваться на нюансах, учит психолога профессиональной саморефлексии. 8. Теоретические основы психологического консультирования и механизмы психологического воздействия Необходимо отметить связь между позицией психолога-консультанта и теоретическим подходом, которым он пользуется в своей практике. Под термином позиция могут пониматься разные вещи. С одной стороны, позиция предполагает содержание действий консультанта, с другой — эмоциональный тон этих действий. Позиции, обусловленные содержанием, могут быть описаны следующим образом: 1. Консультант-советчик — дает клиенту прямые советы; 2. Консультант-помощник — оказывает помощь клиенту в нахождении инсайта, в актуализации внутренних резервов и т.п.; 3. Консультант-эксперт — показывает клиенту возможные варианты решения проблемной ситуации, оценивает их совместно с клиентом и помогает ему выбрать наиболее адекватные. Позиции одного и того же консультанта могут меняться как при работе с различными клиентами, так и в ходе одной консультации, если последняя того требует. Принимая во внимание эмоциональный тон действий консультанта, что связано с действиями психолога в директивном, недирективном и промежуточном подходах, можно описать позиции взаимодействующих в ситуации индивидуального консультирования: 1. Взаимодействие на равных; 2. Взаимодействие с позиции «сверху»; 3. Взаимодействие с позиции «снизу» (Г.С. Абрамова). Помимо этого встречается в литературе такой репертуар ролей психолога-консультанта, как терпеливый слушатель, «жилетка», в которую можно поплакаться; умный аналитик; знаток психологических закономерностей; духовный наставник; «врачеватель души»; советник; умелый фасилитатор. Одной из главных составляющих позиций является обобщенная теория или содержание научных знаний практического психолога. Остановимся на краткой характеристике возможных подходов к практике психологического консультирования, сложившихся в настоящее время в психологии, взяв за основу ее основные направления: глубинная психология — психоанализ (3. Фрейд), индивидуальная психология (А. Адлер), аналитическая психология (К. Юнг), транзактный анализ (Э. Берн) и др.; бихевиоральное направление — социальное научение, тренинг социальной компетентности; самообучение; когнитивная терапия; рационально-эмоциональная терапия (А. Эоллис) и др.; гуманистическое направление — гештальттерапия (Р. Перлз), групповая терапия (К. Роджерс), логотерапия (В. Франкл), психодрама (Дж.Морено). Выделим основные понятия, используемые в каждом направлении, и основные методы воздействия на клиента (по Г.С. Абрамовой). 1) Глубинная психология, или психодинамическая теория 3. Фрейда существует во множестве модификаций последователями А. Адлера, Э. Эриксона, Э. Фромма, К. Хорни, К. Юнга, В. Райха. Главной задачей психоанализа является выявление и изучение подсознательной сферы, которая управляет человеком, а целью — чтобы клиент осознал свои подсознательные процессы и научился воздействовать на них, преодолеть стереотипич-ность поведения и мышления, которая определяется прошлым. Также задачей является сохранение баланса между внешними (социальными) и внутренними силами, действующими на личность. Распознавание эмоциональных и поведенческих стереотипов можно произвести через изучение защитных механизмов личности. В процессе интервью психолог, работающий на основе психодинамической теории, использует основную технику — свободное ассоциирование, анализ символов повседневности; анализ ошибок, описок, обмолвок клиента, которые рассказывают подсознательные чувства клиента («Фрейдовская ошибка»); анализ сновидений; анализ сопротивления как проявления более широкого механизма вытеснения; анализ содержания переноса клиента. 2) Бихевиоральное направление в психологическом консультировании состоит в том, чтобы дать клиенту контроль над своими действиями, вызвать конкретные перемены его поведения (Э.Ч. Толмен, К.Л. Халл, Д. Уот-сон и Б. Скиннер). Делается акцент на том, что окружающая среда воздействует на личность человека. Психолог вместе с клиентом пытается вмешаться в жизненные условия клиента с целью их изменения. Это строится на следующих основных составляющих бихевиоральной психологии: 1. Поощряется активность клиента. 2. Определяется проблема клиента через операционализа-цию поведения (перевод неясных слов в конкретные, наблюдаемые действия). 3. Понимание контекста проблемы через функциональный анализ (причинно-следственные связи). 4. Установление социально важных целей для клиента (конкретный план действий). Также используются процедуры изменения: а) тренировка настойчивости (помогает преодолеть беспомощность и неадекватность) через вопросы, ролевые игры, перечисление альтернатив для принятия решения; б) тренировка релаксации (целенаправленное уменьшение тревожности, основанное на обучении глубокой релаксации, построении иерархии страхов и увязывание объекта тревоги с этой иерархией на фоне упражнений на релаксацию); в) моделирование поведения и поощрение за желаемое поведение в сочетании с ведением записей; г) поддержка у клиента нужного поведения — предотвращение рецидивов, что дает контроль за собственным поведением. Стратегии предотвращения рецидивов разделяются по следующим категориям: предвидение трудных ситуаций, регулирование мыслей и чувств, выявление нужных дополнительных навыков, выстраивание благоприятных последовательностей. Техника предотвращения рецидива важна не только для психологии бихевиоризма. Проблема рецидивов существует в работе психологов всех направлений, решение ее психологами-бихевиористами заслуживает огромного внимания всех практических психологов. 3) Гуманистическое направление в психологии (К. Роджерс, Ф. Перлз, В. Фрапнкл, Морено). Основная методологическая позиция состоит в том, что предназначение человека — жить и действовать, определяя свою судьбу, сосредоточение контроля и решений находится внутри самого человека, а не в его окружении; изначальное наличие в человеке стремления к максимальной социальной самоактуализации, росту личности. Задача клиента и психолога состоит в том, чтобы как можно полнее понять мир клиента и поддержать его во время принятия ответственного решения с помощью «творческого, активного, чувственного, точного, эмпатического, не судящего слушания» (К. Роджерс). Основное понятие, с которым работают психологи данного направления, — мироощущение конкретного клиента. Психолог должен уметь работать с противоречием реального и идеального образа «Я», быть конгруэнтным и безоценочным. Особое место занимает гештальттерапия, отличающаяся разнообразием техник: восприятие «здесь и теперь», директивность; речевые изменения; метод пустого кресла: беседы с частью своего «Я»; диалог «верхней собаки» — авторитарный, директивный и «нижней собаки» — пассивный с чувством вины, ищущий прощения; фиксированное ощущение; работа со снами. Кроме того, благодаря работам В. Франкла в гуманистической психологии используются техники перемены отношения; парадоксальные интенции; переключение; метод убеждений (призыва). Осуществление этих техник требует от психолога красноречия, точности словесных формулировок, ориентации на мироощущение клиента. Из экспериментального исследования, касающегося того, какими теориями пользуются в своей работе отечественные психологи-практики и насколько они это осознают, проведенного А. Ф. Бондаренко, сделаны выводы, что наиболее мощными являются: эклектика; гештальттерапия; личностно-ориентированная терапия К. Роджерса; поведенческая психотерапия. Менее распространенными оказались экзистенциальная психотерапия, транзактный анализ, адлеровская психотерапия, рациональная-эмотивная психотерапия. Наиболее «слабым» оказался психоанализ, а психотерапия здравым смыслом вообще была не отмечена. Подтвердилось предположение, что достижение адекватной профессиональной идентичности психолога, психотерапевта снижает тревожность, повышает личностный потенциал. Основным методом психологического консультирования является интервью, так как оно является ситуацией принятия психологом профессиональных р… Продолжение » |