Методика 2 Шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности Ч. Д. Спилбергера — Ю. Л. Ханина

 

 

 

Данная методика позволяет сделать первые и существенные уточнения о качестве интегральной самооценки личности: является ли нестабильность этой самооценки ситуативной или постоянной, то есть личностной. Результаты методики относятся не только к психодинамическим особенностям личности, но и к общему вопросу взаимосвязи параметров реактивности и активности личности, ее темперамента и характера. Эта методика, так же как и предыдущая, является развернутой субъективной характеристикой личности, что вовсе не уменьшает ее ценности в психодиагностическом плане.

Ю. Л. Ханин приводит в этой связи мысль А. А. Ухтомского: «...Так называемые «субъективные» показания столь же объективны, как и всякие другие, для того, кто умеет их понимать и расшифровывать» [78]. С 1950 года в мировой научной литературе появилось более 5000 статей и монографий по вопросам исследования тревожности как личностного свойства и тревоги как состояния. С годами эти два понятия постепенно сблизились в наименовании «тревожность», разделившись в то же время в определениях: «реактивная» и «активная», «ситуативная» и «личностная».

По Ю. Л. Ханину, состояния тревоги или ситуативная тревожность, обозначаемые одинаково: «СТ», возникают «как реакция человека на различные, чаще всего социально-психологические стрессоры (ожидание негативной оценки или агрессивной реакции, восприятие неблагоприятного к себе отношения, угрозы своему самоуважению, престижу). Напротив, личностная тревожность (ЛТ) как черта, свойство, диспозиция дает представление об индивидуальных различиях в подверженности действию различных стрессоров. Следовательно, здесь речь идет об относительно устойчивой склонности человека воспринимать угрозу своему «Я» в самых различных ситуациях и реагировать на эти ситуации повышением СТ. Величина ЛТ характеризует прошлый опыт индивида, т. е. насколько часто ему приходилось испытывать СТ...» (Вопросы психологии. — 1978. — №6. — С. 95). Шкала реактивной и личностной тревожности (ШРЛТ) имеет две самостоятельные подшкалы для отдельного измерения той и другой формы тревожности; подшкала оценки СТ с главным вопросом о самочувствии в данный момент и подшкала оценки ЛТ с формулировкой о самочувствии обычном. Поскольку ниже тревожность оцениваться может и по другим методикам, СТ и ЛТ имеют индексы: (СТ) и (ЛТ). Результаты оцениваются обычно в градациях:

до 30 баллов                     — низкая;

31-45 баллов                    — средняя;

46 баллов и более            — высокая тревожность.

Такого рода градации позволяют на универсальной шкале 20-80 соотнести полученные результаты с диапазонами (квартилями) нормального распределения индивидов с различной тревожностью по параметру активности.

 

Текст методики ШРЛТ:

 

Инструкция к первой группе суждений о самочувствии. В зависимости от самочувствия в данный момент зачеркните наиболее подходящую для вас цифру: «1» — нет, это совсем не так; «2» — пожалуй так; «3» — верно; «4» — совершенно верно.

 

1. Вы спокойны

2. Вам ничто не угрожает

3. Вы находитесь в напряжении

4. Вы испытываете сожаление

5. Вы чувствуете себя свободно

6. Вы расстроены

7. Вас волнуют возможные неудачи

8. Вы чувствуете себя отдохнувшим человеком

9. Вы встревожены

10. Вы испытываете чувство внутреннего удовлетворения

11. Вы уверены в себе

12. Вы нервничаете

13. Вы не находите себе места

14. Вы взвинчены

15. Вы не чувствуете скованности и напряжения

16. Вы довольны

17. Вы озабочены

18. Вы слишком возбуждены и вам не по себе

19. Вам радостно

20. Вам приятно

       1       2        3        4

       1       2        3        4

       1       2        3        4

       1       2        3        4

       1       2        3        4

       1       2        3        4

       1       2        3        4

       1       2        3        4

       1       2        3        4

       1       2        3        4

       1       2        3        4

       1       2        3        4

       1       2        3        4

       1       2        3        4

       1       2        3        4

       1       2        3        4

       1       2        3        4

       1       2        3        4

       1       2        3        4

       1       2        3        4

 

Инструкция ко второй группе суждений о самочувствии. Прочитайте (прослушайте) внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните (запишите) подходящую для вас цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Цифры справа означают: «1» — почти никогда; «2» — иногда; «3» — часто; «4» — почти всегда).

1. Вы испытываете удовольствие

2. Вы быстро устаете

3. Вы легко можете заплакать

4. Вы хотели бы быть таким же счастливым человеком, как и другие

5. Бывает, что вы проигрываете из-за того, что недостаточно быстро принимаете решения

6. Вы чувствуете себя бодрым человеком

7. Вы спокойны, хладнокровны и собраны

8. Ожидание трудностей очень тревожит вас

9. Вы слишком переживаете из-за пустяков

10. Вы бываете вполне счастливы

11. Вы принимаете все слишком близко к сердцу

12. Вам не хватает уверенности в себе

13. Вы чувствуете себя в безопасности

14. Вы стараетесь избегать критических ситуаций и трудностей

15. У вас бывает хандра, тоска

16. Вы бываете довольны

17. Всякие пустяки отвлекают и волнуют вас

18. Вы так сильно переживаете свои разочарования, что потом долго не можете о них забыть

19. Вы уравновешенный человек

20. Вас охватывает сильное беспокойство, когда вы думаете о своих делах и заботах

       1       2        3        4

       1       2        3        4

       1       2        3        4

       1       2        3        4

       1       2        3        4

      

       1       2        3        4

       1       2        3        4

       1       2        3        4

       1       2        3        4

       1       2        3        4

       1       2        3        4

       1       2        3        4

       1       2        3        4

       1       2        3        4

       1       2        3        4

       1       2        3        4

       1       2        3        4

       1       2        3        4

      

       1       2        3        4

       1       2        3        4

Ситуативная тревожность (CT1) определяется по ключу:

СТ1 =(3, 4, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18) - (1, 2, 5, 8, 10, II, 15, 16, 19, 20) + 50 = ...

Личностная тревожность (JIT1) определяется по ключу:

ЛТ1 =( (2,3,4,5,8, 11, 12, 14, 15, 17, 18, 20) - (1, 6, 7, 10,13. 16,19) + 35 = ...

Понятие ситуативной (актуальной), т. е. реактивной тревожности и понятие личностной, т. е. активной тревожности имеют не только специальный, описанный выше, но и более общий психологический смысл. По нашему опыту, диагностика реактивной и активной тревожности позволяет достаточно определенно судить о проявлении двух основных особенностей поведения личности в плане ее отношения к деятельности, а именно;

1. По значению в баллах, полученному для реактивной тревожности, открывается возможность оценки параметра реактивности личности в смысле ее включенности, погруженности в деятельность, в ситуацию взаимодействия внутреннего и внешнего. В частности, в реактивности мы видим проявление индивидных свойств и отчасти свойств индивидуальности человека, а именно проявление психодинамики и темперамента в структуре свойств его личности. Высокая реактивность, по Я. Стреляу, отвечает темпераменту меланхолика, менее высокая - флегматика, а низкая реактивность — холерика и вслед за ним сангвиника.

2. Рассуждая подобным же образом, по значению (в баллах), полученному для активной, личностной тревожности, можно предварительно оценить активность личности в плане ее характерологических свойств. Высокая активность соответствует, по нашей модели личности сангвинии и меланхолии, а низкая — флегматии и холерии, — личностным состояниям и свойствам, адекватным мыслительному и практико-мыслительному, а также художественному и практико-художественному типам характера. Ближайшим следствием переосмысления тревожности является здесь ее дополнительное исследование, выделенное индексами «2»: СТ2 и ЛТ2.

При необходимости контроля за состоянием тревожности и, шире, за состоянием психодинамики личности, изменяющимися в ходе длительного обследования, а также при необходимости подобного контроля в «пилотажных» исследованиях применяется сокращенный вариант определения реактивной (ситуативной) тревожности: СТ2.

 

Методика 3 Оценка ситуативной тревожности

 

 

 

Инструкция. Зачеркните цифру справа, в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент:

1. Вы чувствуете себя свободно

2. Вы нервничаете

3. Вы не чувствуете скованности

4. Вы довольны

5. Вы озабочены

1          2          3          4

1          2          3          4

1          2          3          4

1          2          3          4

1          2          3          4

Обработка результатов — по ключу: из суммы баллов по вопросам 2 и 5 вычесть сумму баллов по вопросам 1, 3 и 4, затем прибавить число 15 и весь полученный результат умножить на 4 для того, чтобы перейти к соизмеримому с результатами других методик итогу, относимому к универсальной шкале 20-80 баллов. По этой шкале низкий уровень тревожности соответствует 20-30 баллам, средний — 31-45 баллам и высокий уровень СТ2 — 46 и более баллов.

Поскольку тревожность имеет не только специальный, но и универсальный психологический смысл, полезно рассмотреть этот параметр в связи с дополняющими его свойствами, а именно: по ЛТ2 (см. методику 4).

 

Методика 4 Самооценка тревожности, фрустрированности, агрессивности и ригидности

 

Самооценка тревожности (ЛТ2):

1. Обычно вы не чувствуете в себе уверенности

2. Вы часто из-за пустяков краснеете

3. Ваш сон беспокоен

4. Вы легко впадаете в уныние

5. Вы беспокоитесь о только воображаемых еще неприятностях

6. Вас пугают трудности

7. Вы любите копаться в своих недостатках

8. Вас легко убедить

9. Вы мнительный человек

10. Вы с трудом переносите время ожидания

Самооценка фрустрированности:

1. Нередко мне кажутся безвыходными положения, из которых можно найти выход

2. Неприятности меня сильно расстраивают, я падаю духом

3. При больших неприятностях я склонен без достаточных оснований винить себя

4. Несчастья и неудачи ничему меня не учат

5. Я часто отказываюсь от борьбы, считая ее бесплодной

6. Я нередко чувствую себя беззащитным

7. Иногда у меня бывает состояние отчаяния

8. Чувствую растерянность перед трудностями

9. В трудные минуты жизни иногда веду себя по-детски, хочу чтобы меня пожалели

10. Считаю недостатки своего характера неисправимыми

Самооценка агрессивности:

1. Оставляю за собой последнее слово

2. Нередко в разговоре перебиваю собеседника

3. Меня легко рассердить

4. Люблю делать замечания другим

5. Хочу быть авторитетом для окружающих

6. Не довольствуюсь малым, хочу наибольшего

7. Когда разгневаюсь, плохо себя сдерживаю

8. Предпочитаю лучше руководить, чем подчиняться

9. У меня резкая, грубоватая жестикуляция

10. Я мстителен

Самооценка ригидности:

1. Мне трудно менять привычки

2. Нелегко переключаю внимание

3. Очень настороженно отношусь ко всему новому

4. Меня трудно переубедить

5. Нередко у меня не выходят из головы мысли, от которых следовало бы освободиться

6. Нелегко сближаюсь с людьми

7. Меня расстраивают даже незначительные нарушения плана

8. Неохотно иду на риск

9. Нередко я проявляю упрямство

10. Резко переживаю отклонения от принятого мною режима дня

 

1          2          3          4

1          2          3          4

1          2          3          4

1          2          3          4

1          2          3          4

1          2          3          4

1          2          3          4

1          2          3          4

1          2          3          4

1          2          3          4

 

1          2          3          4

 

1          2          3          4

1          2          3          4

 

1          2          3          4

1          2          3          4

1          2          3          4

1          2          3          4

1          2          3          4

1          2          3          4

 

1          2          3          4

 

1          2          3          4

1          2          3          4

1          2          3          4

1          2          3          4

1          2          3          4

1          2          3          4

1          2          3          4

1          2          3          4

1          2          3          4

1          2          3          4

 

1          2          3          4

1          2          3          4

1          2          3          4

1          2          3          4

1          2          3          4

 

1          2          3          4

1          2          3          4

1          2          3          4

1          2          3          4

1          2          3          4

 

По всем четырем оцениваемым свойствам личности инструкция предлагает поставить против каждого суждения цифру 1,2, 3 или 4, в соответствии с тем, насколько точно эти суждения характеризуют ваше состояние обычно. По каждому свойству итоговая сумма баллов умножается на 2. Максимальное количество баллов по каждому свойству — 80. Градации низкого, среднего и высокого остаются такими же, как и для CT1 и ЛТ1: 20—30; 31—45; 46 и выше.

Пояснение: Показатели СТ и Л Т чаще всего не совпадают; и так как тревожность является одним из ведущих параметров индивидуальных различий, то необходимо сопоставить ее с другими, так или иначе связанными с нею параметрами. В частности, устанавливаются проявления фрустированности, агрессивности и ригидности.

Фрустрированность как форма проявления подверженности психологическому стрессу есть состояние переживания человеком объективно существующей или воображаемой неудачи. Объективная или субъективная непреодолимость жизненных затруднений вызывает отрицательные эмоции и повышение тревожности, восходящей до личностной, - (ЛТ2).

Одной из возможных реакций при этом является агрессия, питаемая всей обстановкой фрустрации, гневом, ненавистью или отчаянием человека. Таким образом может сформироваться личностная агрессивность как готовность к агрессивному поведению, в частности направленному и на самого субъекта (в случаях самоубийств, суицидного поведения). Преодоление состояния фрустрации требует повышения устойчивости (фрустрационной толерантности) личности к неблагоприятным обстоятельствам жизни на основе адекватного их осознания.

Это осознание предполагает перестройку мотивов, эмоций и восприятия человеком содержания его социальной адаптации, возможных путей разрешения конфликтов и проблем. Относительная неспособность к переосмыслению поведения и его перестройке, затрудненность выхода из состояний зависимости и приобретенной беспомощности выражается в ригидности личности.

Когнитивная, мотивационная и аффективная ригидность нейтрализуется изменением характера активности личности, когда ситуация кажущаяся безвыходной и неизменной, воспринимается как вполне разрешимая при соответствующем изменении представлений, мотивов, эмоций.

 

 

Методика 9 Самооценка психического состояния; самочувствие, общая активность, настроение (САН)

 

Инструкция. Выразите количеством баллов от 1 до 4 свое состояние, имея в виду, что баллы «1» и «2» соответствуют оценкам левого столбца, а баллы «3» и «4» — правого. Отвечать следует на каждый вопрос, считая, что баллы «1» и «4» более близки к предлагаемым оценкам, а баллы «2» и «3» означают меньшее согласие с предлагаемыми оценками.

 

1. Самочувствие хорошее

2. Чувствую себя сильным

3. Пассивный

4. Малоподвижный

5. Веселый

6. Хорошее настроение

7. Работоспособный

8. Полный сил

9. Медлительный

10. Бездеятельный

11. Счастливый

12. Жизнерадостный

13. Напряженный

14. Здоровый

15. Безучастный

16. Равнодушный

17. Восторженный

18. Радостный

19. Отдохнувший

20. Свежий

21. Сонливый

22. Желание отдохнуть

23. Спокойный

24. Оптимистичный

25. Выносливый

26. Бодрый

27. Соображать трудно

28. Рассеянный

29. Полный надежд

30. Довольный

1          2          3          4

 

1          2          3          4

 

1          2          3          4

1          2          3          4

1          2          3          4

1          2          3          4

1          2          3          4

1          2          3          4

1          2          3          4

1          2          3          4

1          2          3          4

1          2          3          4

1          2          3          4

1          2          3          4

1          2          3          4

1          2          3          4

1          2          3          4

1          2          3          4

1          2          3          4

1          2          3          4

1          2          3          4

1          2          3          4

1          2          3          4

1          2          3          4

1          2          3          4

1          2          3          4

1          2          3          4

1          2          3          4

1          2          3          4

1          2          3          4

Самочувствие плохое

 

Чувствую себя слабым

 

Активный

Подвижный

Грустный

Плохое настроение

Разбитый

Обессиленный

Быстрый

Деятельный

Несчастный

Мрачный

Расслабленный

Больной

Увлеченный

Заинтересованный

Унылый

Печальный

Усталый

Изнуренный

Возбужденный

Желание работать

Взволнованный

Пессимистичный

Утомляемый

Вялый

Соображать легко

Внимательный

Разочарованный

Недовольный

X

 

X

 

 

 

X

X

X

X

 

 

X

X

X

X

 

 

X

X

X

X

 

 

X

X

X

X

 

 

X

X

 

Обработка результатов производится по ключу следующего вида: там, где стоит знак X, осуществляется обратный подсчет баллов; вместо 1, 2, 3, 4 считается соответственно — 4, 3, 2, 1.

Минимальное количество баллов по каждому из трех параметров состояния — 10, максимальное — 40, так как на каждый параметр (самочувствие, активность и настроение) имеется по 10 оценок. Для сопоставимости результатов самооценки вводится коэффициент К Х«2». Тогда могут быть получены 4 обычные градации состояний по интервалам: 20-34, 35-49, 50-64, 65-80. Условно они могут быть отнесены к ситуативным проявлениям меланхолии, флегматии, сангвинии и холерин соответственно.

Параметры                                                                     № оценок

1. Самочувствие                                                              1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26

2. Общая активность                                                       3, 4 ,9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28

3. Настроение                                                                  5, 6, 11, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30

 

 

Методика 7 Дифференциальные шкалы эмоций (по К. Изарду)

 

Внушаемость и эмпатические способности связаны не только с характером активности человека, но и с его самочувствием, которое желательно выразить именно в терминах чувств и эмоций. Для этого вполне применима методика К. Изарда. Ее содержание вновь предполагает активную позицию испытуемых, что является непременным условием самооценки и самопознания.

Инструкция. Оцените, пожалуйста, по 4-балльной шкале то, в какой степени каждое понятие описывает ваше самочувствие в данный момент, проставив подходящую для вас цифру справа. Предлагаемые значения цифр: «1» — совсем не подходит; «2» — пожалуй, верно; «3» -верно; «4» — совершенно верно».

Шкалы эмоций и понятий

Сумма

Эмоция

Внимательный

Концентрированный

Собранный

 

1. Интерес

Наслаждающийся

Счастливый

Радостный

 

2. Радость

Удивленный

Изумленный

Пораженный

 

3. Удивление

Унылый

Печальный

Сломленный

 

4. Горе

Взбешенный

Гневный

Безумный

 

5. Гнев

Чувствующий неприязнь

Чувствующий отвращение

Чувствующий омерзение

 

6. Отвращение

Презрительный

Пренебрегающий

Надменный

 

7. Презрение

Пугающий

Страшный

Сеющий панику

 

8. Страх

Застенчивый

Робкий

Стыдливый

 

9. Стыд

Сожалеющий

Виноватый

Раскаивающийся

 

10. Вина

 

Обработка результатов. Подсчитываются суммы баллов по каждой строке, и эти значения проставляются в графу «сумма». Таким образом обнаруживаются доминирующие эмоции, позволяющие качественно описать самочувствие обследуемого человека в отношении к определяемому типу его характера. В этой связи полезно дополнительно сравнить результаты сложения сумм отдельных эмоций, а именно (при К20 - 80 = 60/40 + 20):

 

 

 

Если отношение первой скобки ко второй Кс больше единицы, то самочувствие в целом более отвечает положительному, и при Кс меньше 1 — отрицательному. Иначе говоря, самочувствие отвечает скорее либо гипертимному (с повышенным настроением), либо дистимному (с пониженным настроением) типу акцептуации характера человека. Пути дальнейшего качественного анализа характера рассматриваются в соответствующей главе данного практикума.

В случаях неудовлетворительного самочувствия (Кс < … Продолжение »

Создать бесплатный сайт с uCoz