7. Понятие больших групп 
8. Понятие личности в психологии 
9. Теории личности 
10. Социализация личности 
11. Социальная установка 
12. Компоненты социальной установки 
13. Межгрупповые отношения 
14. Социально-психологический тренинг 
15. Тренинговые группы 
16. Массовая коммуникация 
17. Психология управления 
18. Прикладная социальная психология 
19. Теории массовой коммуникации 
20. Функции средств массовой коммуникации 
21. Управленческие отношения 
22. Цели и задачи социально-психологического тренинга 
23. Личность в группе 
24. Институты социализации 
25. Изменение социальных установок 
26. Теория личности Юнга 
27. Бихевиористские теории личности 
28. Теория личности Берна 
29. Личность как социально-психологический феномен 
30. Роль социальной среды и наследственности в формировании личности

 

 

Компоненты установки

Установки — это симпатии и антипатии, то есть благосклонные или неблагосклонные реакции и оценки, относящиеся к предметам, людям, ситуациям и другим аспектам окружения, включая абстрактные и социально-политические идеи. Мы часто выражаем свои установки, высказывая их в виде мнений: «Мне нравятся апельсины» или «Терпеть не могу республиканцев». Но хотя в установках и выражаются чувства, они часто связаны с когнитивными явлениями, особенно с убеждениями относительно объектов установки («В апельсинах много витаминов»; «У республиканцев нет сочувствия к бедным»). Кроме того, установки иногда связаны с действиями, которые мы предпринимаем в отношении их объектов («Я ем апельсины каждое утро»; «Я никогда не голосую за республиканцев»).

В социальной психологии выделяют три компоненты установки: когнитивную, аффективную и поведенческую. Например, при изучении негативных установок в отношении к некоторым группам населения социальные психологи различают негативные стереотипы (негативные убеждения относительно некоторой группы и негативное ее восприятие — когнитивная составляющая), предубеждение (негативные чувства в отношении некоторой группы — аффективная составляющая) и дискриминацию (негативные действия в отношении членов этой группы — поведенческая составляющая). Некоторые теоретики предпочитают считать, что установка имеет только когнитивную и аффективную составляющие; другие включают в нее только аффективную составляющую. Но несмотря на различия в определениях установки, все разделяют интерес к взаимосвязям между убеждениями, чувствами и поведением. 

Этноцентризм

 

(греч. ethnos – племя, народ) – склонность человека оценивать все жизненные явления сквозь призму ценностей своей этнической группы, рассматриваемой в качестве эталона; предпочтение собственного образа жизни всем остальным.
☼ понятие, отражающее тенденцию рассматривать нормы и ценности собств. культуры как основу для оценки и выработки суждений о других культурах. Концепция Э. противостоит релятивистскому подходу, в к-ром восприятие норм и ценностей каждой культуры самоценно и не может быть использовано в качестве стандарта, применимого к другим культурам. Э. — неотделимое свойство межгрупповых (межэтнич.) отношений и обладает двойственным характером. С одной стороны, он способствует сплочению внутри опр. культурной (этнич.) общности вокруг собств. норм и ценностей, а также формированию этнич. самосознания как принадлежности к опр. культурному кругу; с др. — приводит к отрицанию ценностей чужой культуры, ведет к культурной самоизоляции и межэтнич. конфликтам.
 

 

Внутригрупповой фаворитизм

Фаворитизм внутригрупповой [лат. favor — благосклонность ] — стремление каким-либо образом благоприятствовать членам собственной группы в противовес членам другой группы. Ф. в. может проявляться как во внешне наблюдаемом поведении в различных ситуациях социального взаимодействия, так и в процессах социального восприятия, например, при формировании оценок, мнений и т.п., относящихся к членам собственной и другой группы. Ф. в. является наиболее распространенным, хотя и не единственным итогом межгрупповой дискриминации. Степень выраженности Ф. в. может служить характеристикой межгруппового восприятия и межгруппового взаимодействия. В настоящее время миф об изначальности, универсальльности и неизбежности Ф. в. в любых условиях межгруппового взаимодействия развеян. Экспериментально показан вторичный характер этого явления, его зависимость от ряда деятельностных и социальных факторов, в частности нетипичность Ф. в. для групп высокого социально-психологического уровня развития.

Межгрупповая дискриминация

Дискриминация межгрупповая [лат. discriminatio — различение] — установление различий между собственной и другой группами. Нередко этот процесс приобретает ярко выраженную оценочную окраску, свойственную межгрупповому восприятию в целом. В определенных условиях межгрупповые различия могут искусственно подчеркиваться и преувеличиваться. Наиболее распространенным результатом Д. м. является тенденция к установлению позитивно оцениваемых различий в пользу собственной группы, хотя достаточно часты и примеры обратной тенденции, т.е. установление позитивно оцениваемых различий в пользу какой-либо другой группы. В своих крайних выражениях первая тенденция может приводить к возникновению напряженности и враждебности в межгрупповых отношениях, вторая — к ослаблению внутригрупповых связей, девальвации внутригрупповых ценностей, дестабилизации и дезинтеграции группы как таковой. Следует различать Д. м. как психологическое явление, в основе которого лежат когнитивные (познавательные) механизмы установления тождества и различия, и Д. м. как социальное явление, которое вопреки утверждениям ряда авторов обусловливается не психологическими, а социальными, экономическими, политическими и другими факторами.

Межгрупповые конфликты

"Межгрупповым принято называть взаимодействие как между собственно группами людей, так и между отдельными представителями этих групп, а также любые ситуации, в которых участники общения взаимодействуют в межгрупповом измерении, воспринимая друг друга и себя как членов разных групп." 

"Каковы причины возникновения межгрупповых конфликтов?

Можно выделить несколько основных причин возникновения конфликтов.

  • Необходимость распределять ограниченные ресурсы организации.
  • Неудовлетворение потребностей членов группы.
  • Зависимость членов группы друг от друга (или зависимость всех от одного человека) в выполнение задач.
  • Взаимозависимость задач при неравных возможностях.
  • Неудовлетворительные коммуникации.
  • Различия в психологических особенностях.
  • Недостатки организации управления.
  • Нечетко обозначенные права и обязанности.
  • Неритмичность и стабильность труда.
  • Неправильная оценка труда персонала.

 

Классификация больших групп

 В основу детальной классификации больших социальных групп за разделительные принимаются разные признаки.

По времени существования разделяются длительно существующие большие группы (классы, партии) и коротко существующие (митинги, аудитории, толпа). По характеру организованности-неорганизованности — организованные группы (партии, союзы, толпа). Ряд больших групп возникает стихийно (толпа), другие организуются сознательно (партии, ассоциации. Большие социальные группы можно разделить по наличию определенного количества общих признаков и механизму связей с общностью. Так, Г. Г. Дилигенскмй выделяет два типа социальных групп.

 Первый тип — объединение людей, имеющих общий объективно существующий и социально значимый признак. Например, таким признаком может быть демографический. В этом случае первый тип составят мужчины, женщины, поколение, молодежь, средний возраст, пожилые люди и т. д. Характеристика этих групп как социальных определяется их значимостью в жизни общества, ролью в системе общественных отношений (в системе производства, в семье). Эти группы по своему составу гомогенны, однородны, но именно по признаку их выделения.

 Второй тип групп характеризуется тем, что люди, их составляющие, сознательно стремятся к объединению. Примером этих групп являются религиозные группы, партии, союзы, общественные  движения. По своему социальному составу эти группы разнородны, гетерогенны. По социально-психологическим характеристикам они более однородны, чем группы первого типа. Если в первом случае приоритетное значение имеет объективная сторона общности, то во втором — субъективная. Речь идет о психологической общности. Субъективная общность не совпадает с общностью объективной. 

Третий уровень предполагает готовность членов группы к совместным действиям во имя коллективных целей. Они осознают общность своих интересов. Уровень солидарности или уровень интегрированности.

 8. Понятие личности в психологии

  • Личность – совокупность общественных отношений, реализующихся в многообразных деятельностях ( А.Н. Леонтьев).
  • Личность – "живой человек из плоти и крови"[1], вплетенный во множество отношений к миру; эпицентр "взрывных" изменений бытия[2]; бытие, переходящее в идеальную форму ( С.Л. Рубинштейн).
  • Личность – субъект жизни: активный, ответственный, обладающий способностью к временной регуляции жизни и разрешению жизненных противоречий (К.А. Абульханова)
  • Личность – общественный индивид, объект и субъект социальных отношений и исторического процесса, проявляющий себя в общении, в деятельности, в поведении (В.А.Ганзен).
  • Понятие личности обозначает человеческого индивида как члена общества, обобщает интегрированные в нем социально значимые черты (И.С. Кон).
  • Личность – субъект общественного поведения и коммуникации (Б.Г. Ананьев).
  • Личность – человек как общественный индивидуум, субъект познания и объективного преобразования мира, разумное существо, обладающее речью и способное к трудовой деятельности (А.В. Петровский).
  • Личность – человек как носитель сознания (К.К. Платонов).
  • Личность есть формирующуюся в течение жизни совокупность индивидуальных психологических особенностей, которые определяют своеобразное для данного человека отношение к себе, обществу и окружающему миру в целом (Ю.В. Щербатых).
  • Личность - это конкретный человек, который является носителем сознания, способный к познанию, переживаниям, преобразованию окружающего мира и строящий определенные отношения с этим миром и с миром других личностей.(М.Н. Щербаков)

 

9. Теории личности

* Глубинная психология личности

* Гуманистическая психология

* Экзистенциальная психология

* Когнитивное и социально-когнитивное направления в психологии личности

    • Теория личностных конструктов Дж. Келли
    • Социально-когнитивная теория личности А.Бандуры
    • Социально-когнитивная теория личности Дж. Роттер
  • Бихевиориальная психология

* Диспозициональное направление в теории личности

* Психопатология личности

 

 17. Психология управления

Социальное управление в широком смысле - органически присущее общественной системе явление, обеспечивающее сохранение ее целостности, качественной специфики, воспр… Продолжение »

Создать бесплатный сайт с uCoz