1. Метод анкетирования

Письменный вид опроса – анкетирование, где респондент (опрашиваемый) самостоятельно отвечает на вопросы анкеты

Анкетер (человек, проводящий анкетирование) может присутствовать при опросе или нет-респондент отвечает на вопросы самостоятельно.

По формам проведения опросы делятся на:

-очные и заочные,

-индивидуальные или групповые.

Существуют почтовые, прессовые, массовые, специализированные

(экспертные), выборочные, сплошные, разведывательные, глубинные и другие виды опроса.

Степень достоверности информации, получаемой в ходе проведения опроса, в значительной степени зависит от качества инструментария (анкет и вопросов) опроса, а также организационной подготовки анкетеров.

Вопросы анкеты должны быть четкими, ясными, исключать

двусмысленности и разночтения. Объем инструментария должен быть минимальным. Вопросы в анкете могут быть:

-открытыми, -полузакрытыми и закрытыми, в зависимости от того,

предполагаются ли ответы на поставленные вопросы или нет,

-содержательными,

-функциональными.

2. Социально-политическая концепция Карла Маркса

Вхождение Маркса и его идей в историю социологического знания было делом противоречивым и неоднозначным. Николай Кареев, изучавший эту проблему, сделал вывод, что экономическому материализму можно отказать в праве называться социальной теорией из-за того, что Маркс соединил свои теоретические выкладки с определенными социально-политическими требованиями, которые стали разновидностью учения о социализме и коммунизме.

Карл Маркс – идеолог левого крыла немецкой социал-демократии.

Маркс инициировал всплеск интереса к капитализму как социальному и культурологическому феномену, его классовая теория навеяла теорию социальной стратификации.

Маркс считал основным недостатком предшественников то, что они не открыли основной закон развития общества.

Законы развития истории виделись ему как закон возникновения и развития человеческого общества – или иными словами, закон экономических формаций.

Маркс представлял историческую смену формаций как естественный переход общества от одного состояния к другому:

1) Первобытнообщинное

2) Рабовладельческое

3) Феодальное

4) Капиталистическое

5) И, наконец, коммунистическое общество

Таким образом, он подвел четкий фундамент научного знания под историю развития человеческого общества.

Свою концепцию Маркс изложил в работе «К критике политэкономии». По Марксу, конечная причина и решающая сила всех событий всемирной истории – материальное производство, или характер экономического уклада, который связан с неравноправным отношением к собственности. Это в свою очередь приводит к разделению общества на различные классы и к борьбе между собой.

Кризис общественного развития начинается с кризиса материального способа производства. Этот кризис обусловлен несоответствием существующих производственных отношений уровню развития производственных сил.

Производственные отношения – отношения, которые формируются в процессе материального производства. Отношение к собственности, распределению и потреблению материальных благ.

Производительные силы – орудия труда, предмет труда, рабочая сила.

Таким образом, кризис – это когда производственные отношения являются тормозом для развития производственных сил. По мере углубления кризиса, он начинает затрагивать все сферы общественной жизни. Следовательно, наступает эпоха социальной революции. Такая революция является локомотивом исторического развития общества и знаменует переход от одной общественной формации к другой, более прогрессивной.

Учение о формациях с методологической точки зрения является важной научной процедурой познания истории человечества, направлено на выявление определенных социальных типов. В этом смысле понятие формации – идеализация. Через формацию выражается специфика этапов развития человечества.

Подчеркивая важность производственных отношений, Маркс рассматривает общество как понятие, отождествленное с производственными отношениями в их совокупности. Производственные отношения вместе образуют общественные отношения, или общество, находящееся на определенной ступени своего развития.

Однако учение Маркса об обществе как совокупности производственных отношений не исчерпывается только этим. Он дает развернутое понимание общества – социальные аспекты, политическую структуру, связанную с формой государственного устройства, а также указывает на духовную сторону жизни.

Маркс рассматривает общество как социальную систему, где системообразующий фактор – производственные отношения, экономика.

Общество как таковое, по Марксу, - продукт взаимодействия людей. Это во многом определило дальнейшее развитие социальной мысли. Маркс спрашивает: свободны ли люди в выборе той или иной формы общества? И отвечает – нет. Аргументируя такую мысль следующим образом – возьмите определенную модель производительности труда людей и получите определенную модель потребления и обмена, из которых вытекает общественный строй. А уже из-за характера общественного строя формируются различные семейные отношения, классовая структура и т. д. Т. е. гражданское общество. Возьмите определенное гражданское общество и получите определенный политический строй, который является формальным отражением гражданского общества.

Таким образом, у Маркса общество – совокупность отношений отношения людей в процессе производства, отношения к природе и отношения друг к другу.

С появлением этих связей формируется общественное разделение труда, образование профессий. А с появлением частной собственности идет деление на классы, слои, социальные группы. Т.е. начинают формироваться различные модели общественных отношений.

Ввиду различных средств производства формировались и различные типы обществ.

Такова основная идея возникновения общества.

Весь этот конгломерат идей рассматривается в теории конфликта.

Маркс подчеркивает, что в условиях антагонистического общества движущей силой общественного развития выступает классовая борьба. Причем она возникает из-за того, что люди разделены на различные классы в соответствии с их отношениям к средствам производства. Отсюда следует, что экономиче6ское и социально-политическое положение классов таково, что они вынуждены сталкиваться и бороться друг с другом.

Классовая борьба многопланова. Она затрагивает не только производство, но и все стороны общественной жизни. По Марксу, антагонистические классы не имеют общих ценностей, и вся структура общественной жизни находится под влиянием классовой борьбы.

3. Возникновение социологии, как специфической отрасли научного знания

  Возникновение социологии как науки приходится на ЗО-е годы  XIX в. Ее появление было реакцией на общественную потребность знать и изучать изменяющийся  в направлении целостности  социальный  мир. Истоки социологии следует искать не  только в природе капиталистического  общества.  Ее корни  имеют  общецивилизованную природу ввиду постепенного складывания мирового рынка, возникновения сходных политических структур, процесса формирования взаимосвязи различных культур.

  Идейными   предпосылками   социологии   целесообразно   считать: консервативную  и  либеральную ориентации в  социальном  мышлении, взгляды  Сен-Симона,  французских историков  периода  Реставрации, Гегеля.

  Основателем социологии был О. Конт. Его идеи строгого отбора социальных фактов,  понимания общества как органического  целого, отказ от умозрительного и абстрактно-спекулятивного подхода к нему оказались наиболее предпочтительными, для дальнейшего  прогресса социологии.

4. Концепция Парсонса

    Своеобразный подход к изучению социального развития появился в теории  социальных изменений американского социолога Т.  Парсонса. Системный  подход Парсонса суть развития сводит  к  отклонению  от нормального  положения  общества.  Любые  изменения  в   обществе, вызванные  развитием производства, рынка, государства,  социальных групп  приводят к изменению равновесия в структурах системы.  Если

система  сумеет  приспособиться к изменившимся  условиям,  то  она впитывает в  себя и эти новые образования,  оставаясь  в  целом стабильной и неизменной.

  Если же внутреннее и внешнее давление изменений на систему будет сильным, то она утрачивает равновесие. Происходит трансформация ее важных   структурных  элементов  (социальных  ролей,   институтов, организаций).   Модернизации  подвергаются  целые   подсистемы   - экономики, политики, культуры.

  Т.  Парсонс вводит понятие эволюционных универсалиев, т.е. таких структур,   возникновение  которых  свидетельствует   о  появлении качественно  нового состояния системы. Первоначально в  социальной системе складываются 4 универсалии:

1) система  коммуникаций;

2) система родства;

3) религия;

4) технология.

  В   последующем    развитии  системы  в  ней  образуются   такие универсалии как стратификационная структура, бюрократия, деньги  и рынок, государство, демократия.

     Соответственно  Т. Парсонс разделил развитие  общества  на  3 стадии:

1) традиционное;

2) промежуточное;

3) современное общество.

  Системный  подход  Парсонса  дает  возможность  увидеть,   какие явления,  процессы изменения в обществе, ведут к  его  структурной перестройке, каковы последствия этих изменений.

  Итак, любая социальная система по-своему уникальна и в известных пределах  консервативна, инерционна в силу того, что те  или  иные нововведения,  которые в перспективе могут  ее  стабилизировать  и укрепить  (это  всегда задевает интересы людей), на  первых  порах способны   нарушить   равновесие  элементов   с   непредсказуемыми последствиями.

 

 

5. Роль О.Конта в возникновении социологии

 

6. Роль социологии в общественном развитии

7. Общество как социо-культурная система

8. Социальная концепция Спенсера, Дюркгейма, Вебера

9. Этапы становления и развития социологии

10. Определение социологии и ее функции

11. Основные признаки современного общества

12. Основные тенденции и проблемы в развитии социальной структуры и стратификации современного общества

13. Связь социологии с другими гуманитарными науками

14. Предметы и задачи курса социологии

15. Социологическое воззрение Зиммеля и Тённиса

16. Основные категории социологии

17. Социология религии, основные методологические подходы и понятия

18. Структура социологического знания

19. Психологическое направление в социологии

20. Место социологии в системе общественных наук

21. Понимающая социология Вебера

22. Объект и предмет социологии

23. Понятие методологии и методики прикладного социологического исследования

24. Социология образования

25. Основные формы социальной стратификации

26. Определение понятия девиации. Виды девиантного поведения

27. Брак и семья, как социальный институт

28. Элементы и механизмы социального контроля

29. Этапы социализации

30. Социальный институт, типологии, функции и дисфункции

31. Глобализация социальных и культурных процессов в современном мире

32. Функции социального контроля

33. Социологический опрос

34. Методы наблюдения и эксперимента в социологии

35. Социальная стратификация и социальная мобильность

36. Семья (определение, структура и функции)

37. Метод контентного анализа

38. Личность как социальная система. Взаимосвязь личности и общества

39. Культура как система ценности и образа действия индивидов

40. Институт науки

41. Типология (функции и структуры). Прикладное социальное ислледование

42. Социологические науки. Предмет, категория и особенности исследования

43. Важнейшие функции семьи и жизненный цикл семьи

44. Позитивизм в социологии (Конт, Спенсер)

45. Элементы и механизм социального контроля

46. Метод опроса. Виды опроса

47. Интервью (сущность, понятие и функции)

48. Личность (как социальная система, социальные роли, статусы и типы)

49. Метод анализа документов

50. Основные типы культуры. Функции культуры

51. Массовая культура, субкультура и контр культура. Элитарная и народная культура

52. Документ как источник информации о социальных процессах. Виды документальных источников

53. Социализация индивидов

54. Определение понятия социального института и его виды

 

Создать бесплатный сайт с uCoz